Верховная Рада Украины включила в повестку дня сессии законопроект о закреплении "особого статуса" Донбасса в основном законе страны, документ будет направлен в Конституционный суд.
За сответствующее решение проголосовали 288 депутатов.
Проект закона №2217а о внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти) с пометкой "доработанный" опубликован поздно ночью в среду, 15 июля, на сайте Верховной Рады Украины.
Проект изменений бы зарегистрирован президентом Петром Порошенко еще 1 июля.
В документе положение о том, что особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом, было закреплено в переходных положениях законопроекта. А в доработанном проекте от 15 июля предлагается закрепить эту норму в разделе IV переходных положений самой Конституции Украины.
Так, в разделе XV "Переходные положения" редакции Основного закона от 15 июля кроме прочего значится: "18. Особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом".
Президент Украины Петр Порошенко в своем обращении перед голосованием Рады заявил, что проект изменений в Конституцию Украины не предусматривает никакого "особого статуса" Донбасса, "Украина была и остается унитарным государством".
Ряд депутатов утверждают, что замгоссекретаря США Виктория Нуланд "продавила" внесение изменений по "особому статусу" Донбасса.
Напомним, в переходных положениях Конституции определялось, что особенности местного самоуправления в некоторых районах Донецкой и Луганской областей регулируется соответствующим законом, принятым Верховной Радой 26 июня.
Как писало ZN.UA, в проекте изменений в Конституцию прописан особый статус части Донбасса.
Проектом изменений в Конституцию Украины относительно территориального устройства и местного самоуправления предусмотрен особый порядок местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.
Ст. 3 Переходных положений законопроекта о внесении изменений к Конституции сказано, что "особенности осуществления местного самоуправления в отдельных административно-территориальных единицах Донецкой и Луганской областей определяются законом об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей".
Как писало "Зеркало недели", в предлагаемых ранее изменениях в Основной закон предусматривалось, что "особенности осуществления исполнительной власти в Киеве, других административно-территориальных единицах,особенности статуса которых установлены законом определяются отдельными законами Украины"
"Подобная гибкая формулировка позволяет предоставить дополнительные полномочия любому региону (а не только территориям Донбасса), но не наделяет этими полномочиями навсегда. Есть закон - есть и прописанные в нем специальные полномочия местной власти, и степень влияния власти центральной. Нет закона - возвращаемся к общим правилам", - писал в своей статье Сергей Рахманин.
Закон "об особом статусе" предусматривает ежегодную бюджетную господдержку социально-экономического развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Согласно документу, государство гарантирует "недопущение уголовного преследования, привлечения к уголовной, административной ответственности и наказания лиц - участников событий на территории Донецкой, Луганской областей". Кроме того, государство гарантирует право использования русского или любого другого языка "в общественной и частной жизни, изучение и поддержку русского и любого другого языков, их свободное развитие и равноправие". Также законопроект предусматривает проведение местных выборов в этом регионе 7 декабря. "Полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на внеочередных выборах, назначенных Верховной Радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены", - сказано в тексте документа. Также вводится особый порядок назначения руководителей органов прокуратуры и судов, который предполагает участие органов местного самоуправления в решении этих вопросов. Кабмин, другие центральные органы исполнительной власти могут подписывать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов.