UA / RU
Поддержать ZN.ua

Провести полноценное реформирование прокуратуры без изменений Конституции сложно, считают в "УДАРе"

Реформирование прокуратуры лишь путем принятия нового закона "О прокуратуре" не будет полным, поскольку им должны предшествовать необходимые изменения в Конституцию.

Народный депутат Украины от партии "УДАР" Наталья Агафонова считает, что провести полноценную реформу органов прокуратуры в Украине сложно без того, чтобы не внести необходимые изменения к действующей Конституции. Об этом парламентарий написала в своей статье в ZN.UA.

Депутат напомнила, что на сегодня живо обсуждается имеющиеся в наличии три законопроекта о прокуратуре. Первый - законопроект, принятый в первом чтении в 2009 году и с многочиcленными поправками внесенный для дальнейшего рассмотрения Верховной Радой Украины VII созыва. Второй - законопроект, открыто подготовленный общественностью совместно с научной средой в составе Комиссии по укреплению демократии и утверждению верховенства права и получивший положительные отзывы Венецианской комиссии. И третий - законопроект, написанный в кабинетах Администрации президента и направленный в августе 2013 года в Венецианскую комиссии.

Она отметила, что, поскольку в законопроект 2009 года часть поправок была внесена в нарушение процедуры установленной регламентом парламента, то могут возникнуть определенные трудности с прохождением этого законопроекта далее. А реформирование прокуратуры путем принятия как второго, так и третьего законопроекта не будет полным, поскольку им должны были предшествовать необходимые изменения в Конституцию.

"Причем в данном вопросе, что первично - яйцо или курица - сомнений не возникает. То есть существует четко определенная необходимость в принятии изменений в Конституцию, которыми максимально бы деполитизировалась фигура Генерального прокурора путем закрепления следующих положений:

- ликвидируется механизм выражения недоверия генеральному прокурору парламентом без четко определенных Конституцией оснований;

- четко закрепляется перечень исключительных оснований для увольнения генерального прокурора;

- не допускается повторное занятие должности генеральным прокурором;

- изменение срока полномочий генерального прокурора, чтобы он не совпадал со сроком полномочий гарламента", - считает Агафонова.

Кроме того, по ее мнению, не стоит забывать, что со вступлением в силу нового Уголовно-процессуального кодекса Украины, в его заключительных и переходных положениях присутствует норма, согласно которой следователи органов прокуратуры будут осуществлять расследования уголовных преступлений, совершенных должностными лицами, занимающими особо ответственное положение, до начала деятельности Государственного бюро расследований Украины. Это значит, что для целостности реформы органов прокуратуры, кроме нового закона о прокуратуре и, собственно, изменений в Конституцию, необходимо принять закон "О Государственном бюро расследований Украины", который создаст новый орган, уполномоченный расследовать уголовные преступления, совершаемые должностными лицами, занимающими особо ответственное положение.

"Однако в той ситуации, в которой оказалась Украина в преддверии Вильнюсского саммита, не осталось времени внести изменения в Конституцию, поэтому можно только приступить к этой процедуре, принять новый закон о прокуратуре и потом, после прохождения всей конституционной процедуры по внесению изменений в Конституцию, изменить соответствующие положения закона о прокуратуре", - подчеркнула депутат.

Подробнее читайте в статье "Новые роли – старые актеры?" в свежем номере "Зеркала недели. Украина". !zn

Читайте также:

В АП подготовили реформу, которая лишит прокуроров безграничной власти

Янукович предложил изменить Конституцию, чтобы назначать судей и генпрокурора бессрочно

Сократить число прокуроров почти в три раза предложил профильный комитет Рады

Ефремов сомневается, что Рада успеет принять все евроинтеграционные законы