UA / RU
Поддержать ZN.ua

Противостояние Байдена и Путина становится все более прямым — The New York Times

Различные взгляды на мир президента Байдена и президента Путина станут очевидными во вторник в момент обращений обоих политиков.

Внезапное появление президента Байдена в президентском дворце Киева в понедельник утром должно было прежде всего поднять моральный дух украинцев в разгар хмурой зимы, ознаменованной отключениями электроэнергии и ожесточенной войной на истощение. Об этом пишут Дэвид Зангер и Антон Трояновский в колонке для The New York Times.

Но это был первый из нескольких прямых вызовов во время этой поездки президенту Владимиру Путину, который год назад в эти дни считал, что украинская столица через несколько дней снова станет территорией, контролируемой Россией, приблизив его к стремлению восстановить империю Петра Великого.

«Захватническая война Путина терпит крах», — заявил Байден из дворца. Само присутствие там вместе с президентом Владимиром Зеленским должно было символизировать неспособность России захватить столицу, которая сегодня остается наполненной жизнью, а ее рестораны переполнены даже во время предупредительного рева сирены.

«Через год, – сказал он, – Киев стоит. И Украина стоит. Демократия выстояла».

Война в Украине связана с силой и принципом территориального суверенитета, а также с определением, действительно ли созданный Западом глобальный порядок, который, по мнению американцев, должен был преобладать десятилетиями, выдержит новые вызовы со стороны Москвы и Пекина. Но это также и соревнование между двумя старыми воинами холодного оружия — одному 70 лет, а другому только исполнилось 80 — которые годами кружили друг над другом, а теперь участвуют во всем, кроме прямого боя.

Во вторник чрезвычайно разные мировоззрения этих двух лидеров станут ярко очевидными в уникальном моменте: они оба будут произносить речи с разницей в несколько часов и более 1200 километров друг от друга, обещая продолжать войну, пока другой не отступит.

Путин начнет первым, отмечая годовщину своего жестокого вторжения.

Он вновь будет утверждать, что не только спасает Украину от «нацизма», но и спасает саму Россию от захвата НАТО — это утверждение кажется бессмысленным для европейцев, но в Москве оно стало призывом к объединению.

Если говорить о минувших 12 месяцах,  Путин почти наверняка будет рассматривать свою войну как битву за восстановление исторических земель России. Сотрудники американской разведки говорят, что они видят признаки того, что вскоре он может мобилизовать в армию еще больше россиян, добавив сотни тысяч к 300 тысячам уже призванных.

Ожидается, что несколько часов спустя из древнего Королевского замка Варшавы, на холме над польской столицей, Байден расскажет о том, что он заявил в Киеве в понедельник утром: что в битве между демократией и автократией победителем по итогам первого года конфликта, который может стать продолжительным, вышла первая.

Байден провел в Киеве менее шести часов, прежде чем Секретная служба вывезла его из города. (Примечательно, что Белый дом проинформировал Кремль о предстоящем визите Байдена не из дипломатической вежливости, а в связи с тем, что советник Байдена по национальной безопасности Джейк Салливан назвал «предупреждением конфликтных моментов» – по сути, чтобы избежать российского удара – случайного или умышленного. Салливан. добавил: «Я не буду вдаваться в то, что они ответили».)

Тайный характер киевского визита и совершенно разные взгляды на мир, который будут представлять обращения, подчеркивают, насколько борьба между этими двумя людьми восходит к тому, чего, по словам Байдена, он хотел избежать: повторению худших дней холодной войны.

Однако это не прямая параллель. На этот раз ключевым игроком является Китай, поэтому американские официальные лица провели выходные, публично предупреждая правительство Си Цзиньпина не оказывать Москве летальной поддержки, в которой отчаянно нуждается российская армия.

На самом деле, как только Байден прибыл в Киев, высший чиновник по внешней политике Китая Ван I прибыл в Москву для встреч, которые обещают быть гораздо более дружественными, чем его субботняя стычка с Энтони Блинкеном, государственным секретарем. Американские официальные лица говорят, что Ван и другие китайские чиновники хотят помочь Путину противостоять, как они считают, «высокомерным, лицемерным и упадочным Соединенным Штатам».

Однако Китай говорит, что отношения имеют свои пределы, вплоть до того, что Си публично предостерег Россию от использования ядерного оружия.

Байден имеет собственное противостояние с Си относительно слежки, технологий, наращивания вооружений Китаем и Тайванем. Но его тет-а-тет с Путиным более прямой и более глубокий, пожалуй, это наиболее личное противостояние между лидерами сверхдержав со времен Кеннеди и Хрущева. И даже в худшие моменты противостояния — кубинского ракетного кризиса 1962 года — оба лидера обменивались письмами и искали выход. В конце концов, они его нашли.

Двадцать один месяц назад, когда Байден и Путин однажды встретились лицом к лицу после избрания Байдена на должность, такие настороженные отношения все еще казались возможными. Они встретились на нейтральной территории в Женеве, в библиотеке, над которой висел огромный глобус, который, казалось, напоминал о том, что они снова делят мир на союзников и противников.

Путин похвалил Байдена как «очень уравновешенного, профессионального человека» и «очень опытного». Байден подыграл Путину, в начале саммита назвав Соединенные Штаты и Россию «двумя великими государствами».

Надежда заключалась в том, что они смогут найти общий язык, и они согласились начать межправительственные переговоры по двум серьезным проблемам: прекращению атак программ-вымогателей на американскую инфраструктуру, больницы и правительства и переговоры по стратегической стабильности для определения карты будущего контроля над вооружениями. Состоялось даже несколько многообещающих встреч.

После этого они дважды общались по видеосвязи. Последний раз, 12 февраля 2022 года, Байден предупредил Путина, что если тот нажмет на крючок и прикажет своим войскам, которые сосредотачиваются на границе Украины, вторгнуться, это приведет к «быстрым и серьезным последствиям для России». Помощник, бывший свидетелем разговора, сказал, что Путин «пожал плечами, мол, мы это слышали раньше», и сказал, что не планирует военные действия.

С тех пор они не общались, и дальнейшие переговоры, о которых договорились в Женеве, были прекращены. В минувшие выходные вице-президент Камала Гаррис, выступая на Мюнхенской конференции по безопасности, обвинила Россию в «преступлениях против человечества», а президент Франции Эммануэль Макрон предупредил, что Запад должен быть готов к «длительному конфликту» — и вооружить Украину и себя соответственно.

Больше говорилось о том, как производить 155-мм  снаряды для гаубиц и где найти больше танков Leopard 2 для отправки в Украину, чем возможные дипломатические решения.

«Все - Украина, Европа, а теперь и страны Азии - хотят перевооружиться», - написал после Мюнхенской конференции Ричард Фонтейн, исполнительный директор Центра новой американской безопасности и бывший республиканский чиновник по национальной безопасности. И отметил опасения относительно того, сможет ли помощь Запада Украине продолжаться на нынешнем уровне еще долго, намекнув, что в долгой войне на истощение Москва может одержать верх.

Зеленский в своем видеообращении имел для своих партнеров только одно сообщение: «Нам нужно спешить. Нам нужна скорость».

И, несмотря на все хорошие ощущения, которые вызвал понедельник визит Байдена, Зеленский вряд ли сделает вывод, что тот достаточно спешит. Помощники сообщают, что Байден продолжает считать, что истребители F-16 и ракеты большой дальности, требуемые Зеленским, могут спровоцировать более широкий, более прямой конфликт с Россией. А это, в свою очередь, может соблазнить Путина продолжить угрозы использовать свой арсенал тактического ядерного оружия.

Читайте также: Если Путин таки использует ядерное оружие? The New York Times о том, как может отреагировать мир

Непонятно, как визит Байдена повлияет на речь Путина, которая, вероятно, была написана задолго до неожиданного и несколько насмешливого появления американского президента. Это был восьмой визит Байдена в Киев, отметил он, сидя с Зеленским перед камином.

Выступление Путина станет его первым обращением к нации с 2021 года. Он пропустил его в прошлом году из-за того, как считают аналитики, что ему не хватало хороших новостей, которыми можно было бы поделиться на фоне неудач России на фронте.

Однако приближение годовщины вторжения, а также нехватка ясности даже среди сторонников Путина по поводу характера его точных целей в Украине, возможно, заставили его действовать более активно. Сейчас многие ожидают, что эта речь будет включать в себя широкомасштабные нападения на Запад, основанные на утверждении Путина о том, что Соединенные Штаты используют Украину для ведения прокси-войны против России.

«Я считаю, что обращение президента Путина не будет иметь ничего хорошего для либералов», — сказал Константин Малофеев, ультраконсервативный российский бизнес-магнат и известный сторонник вторжения, в телефонном интервью на выходных, исключая возможность того, что Путин может использовать свою речь. чтобы попытаться снизить напряженность с Западом.

Россия, продолжил  Малофеев, будет продолжать борьбу, пока не добьется победы в Украине, «потому что наш главнокомандующий сам понимает, что у нас сейчас нет другого выбора».

Татьяна Станова, старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир, написала, что хотя обращение Путина и без того ожидалось очень резким, «сейчас можно внести дополнительные правки, чтобы сделать его еще более жестким».

Российские СМИ не тратили попусту время, назвав визит господина Байдена в Киев доказательством утверждения Путина о том, что за боевыми действиями стоит Америка. Российское государственное информационное агентство «РИА Новости» цитирует аналитика, заявившего, что визит Байдена продемонстрировал то, что правительство Зеленского является «инструментом коллективного Запада».

И по мере того как Путин переходил от взаимодействия к агрессии, Байден стал лидером «западных элит», которые, как объявил Путин в сентябре прошлого года, являются «врагами» России. В кремлевской пропаганде Байдена теперь неизменно изображают сонным и оторванным от реальности стариком.

Последовательность обращений во вторник также будет отражать разный электорат и политическую уязвимость обоих президентов.

Речь Байдена будет открыта для публики в Польше. Путин выступит в зале с участием правящей элиты России — губернаторов регионов, законодателей и других официальных лиц.

Для Байдена наибольшей уязвимостью являются постоянно меняющиеся политические веяния внутри Соединенных Штатов, мешающие его способности поддерживать избранный курс в Украине — против уже выступили крайние левые и правые, хотя до сих пор наличие ядра республиканцев и демократов позволяет сохранять эту поддержку.

Для Путина большая обеспокоенность состоит в том, что сбой могут дать разрозненные прокремлевские элиты Москвы, если российская армия продолжит борьбу.

Но даже Россия признает, что на кону стоит очень многое. Дмитрий Песков, пресс-секретарь Путина, когда-то рассматривал войну как маленькую операцию, мелочь, о которой обычным россиянам не нужно было даже думать. Теперь этот обман больше невозможно скрывать.

«Военная спецоперация так или иначе влияет на всю нашу жизнь, на жизнь континента. Поэтому стоит ожидать, что президент будет уделять этому много внимания», — сказал Песков в интервью российскому государственному телевидению, вышедшему в воскресенье.