За 30 лет, прошедших со дня восстановления Украиной независимости, с карты страны исчезли сотни сел, многие поселения находятся на грани исчезновения. Можно продолжать нарекать на отсутствие государственного мышления украинской власти, а можно уже сейчас признать вопиющую реальность и начать действовать, предлагает директор по науке и развитию Института гражданского общества, соавтор реформы децентрализации Анатолий Ткачук.
«Иначе нет смысла строить прогнозы о субъектности Украины, которая уже неосмотрительно отказалась от развития крупного промышленного производства, а теперь бездумно добивает свою сущность – село», - добавляет он.
По словам Ткачука, при работе над реформой децентрализации, ее авторы старались не отрываться от земли и людей. В последние годы реформа приобрела абсолютно конкретные очертания: созданы укрупненные территориальные громады и новые районы. Громады получили полномочия и деньги. Селяне - вроде бы землю.
«Но если города точно могут рвануть, то периферийные села (а две трети ОТГ – сельские) без пристального внимания центральной власти в ближайшие 10–15 лет окончательно погибнут, изнутри разрушая страну. Государственные границы вряд ли долго смогут удерживать пустоту», - предупреждает автор.
Украина до сих пор остается умеренно урбанизированной страной со значительной долей сельского населения и незначительными темпами урбанизации. Если в 1990 году доля сельского населения составляла 32,7% от всего населения страны, то в 2020-м – уже 30%. Несмотря на общенациональный «тренд» на снижение численности населения, именно на сельских территориях оно почти на 10% больше, чем в городских.
«Хотя можно предположить, что здесь возможны некоторые перекосы как в одну сторону (значительная часть ныне городского населения зарегистрирована в селах), а, возможно, и в другую, если исключить из состава учтенного населения временно оккупированные территории Крыма и Донбасса», - добавляет он.
Крайне негативной тенденцией являются серьезные различия в качестве жизни сельского и городского населения и увеличение разрыва по целому ряду показателей.
Состояние и возможности развития сельских территорий в разных регионах страны сильно отличаются. Небольшие поселения, окружающие крупные города, имеют относительно хорошие шансы на выживание и развитие. У сельской «периферии», в которую входят огромные площади сельских территорий в большинстве областей, ситуация хуже.
«К сожалению, в последний период «формирования состоятельных территориальных громад» во многих сельских территориях были образованы огромные по площади территориальные громады со значительным количеством очень маленьких поселений, слабо интегрированных в громаду. Это весьма усложняет управление этими территориями и усиливает негативные демографические процессы. Здесь понятие «состоятельность» оказалось чрезмерным и стало противоположностью понятию «развитие»», - объясняет Ткачук.
Украинские сельские территории приходят в упадок, причем довольно быстрыми темпами. Сейчас в стране сложилась весьма странная ситуация: сельское хозяйство является локомотивом украинской экономики, ключевым экспортным сектором и вместе с тем сельские территории с каждым увеличением экспорта зерна становятся все беднее и менее заселенными.
«Основным ресурсом сельских территорий сегодня почему-то считают землю, а не людей. Возможно, именно поэтому людям на сельских территориях остается все меньше места», - отмечает автор.
Нынешний подход к использованию земельных ресурсов является бесперспективным с точки зрения сохранения сельского населения и получения дополнительных цепочек для его занятости и роста доходов домохозяйств, отмечает автор.
При стоимости аренды одного гектара в 200-300 долларов, семья не может существовать только за счет аренды пая.
Развитие малого фермерства с разными профилями из нынешних собственников паев, объединенных сельских громад сейчас выглядит маловероятным, потому что для этого не хватает человеческого потенциала.
Имеющиеся малые и средние фермеры могли бы быть более продуктивными и эффективными, если бы имели возможность хранить и готовить к продаже свою продукцию на элеваторах. Однако сейчас элеваторы принадлежат определенным агрохолдингам, которые не заинтересованы в малых производителях.
Законодательные изменения об обращении земель сельскохозяйственного назначения и особенно налогообложения земель категории ОСГ могут ускорить обезземеливание крестьян, и таким образом их миграцию в города. Численность сельского населения в сельских территориях, прежде всего в тех, где его плотность меньше 15 лиц на кв. км, будет уменьшаться ускоренными темпами.
«Простые решения, которые выглядят привлекательными, – строительство дорог и создание рабочих мест, к сожалению уже не сработают. Слишком низкая численность сельского населения в большинстве сел, перекос возрастной пирамиды, отсутствие возможностей для социализации детей и молодежи в таких условиях, низкий уровень квалификации местного населения и отсутствие предприимчивости – барьеры, которых не преодолеть простыми решениями и за короткое время», - пишет Ткачук.
При этом расширение бизнеса и создание новых рабочих мест в сельских территориях усложняет отсутствие квалифицированных кадров. Но даже при наличии рабочих мест на территориях с низкой социализацией люди все равно стараются выехать в более заселенные места, где есть возможности для общения, создания семьи и прочего.
А стремление агрохолдингов выращивать только выскомаржинальные зерновые культуры - подсолнечник, кукурузу, пшеницу - при малом количестве фермеров, выращивающих продукты для внутреннего рынка, создает угрозу продуктовой безопасности государства..
«Кажется, что без активного вмешательства государства ситуация в сельских территориях будет все больше усложняться, территории – становиться безлюдными. (…) Следовательно, необходима амбициозная комплексная Программа развития для сельских территорий, особенно территорий в неблагоприятных условиях. И такая программа должна ориентироваться прежде всего на обычных жителей сел, людей младшего и трудоспособного возраста для их мотивации развиваться и реализовываться в своих громадах», - добавляет автор.
Задачи непростые, но достижимые, считает Анатолий Ткачук. Нужна политическая воля и понимание: потеряв сельские территории, можно потерять Украину.
Несмотря на возможности для развития, данные громадам децентрализацией, слабые громады были образованы уже в административном порядке. Они не имели и не имеют такой государственной поддержки, как громады, образовавшиеся в течение 2015-2017 годов. Разрыв между ними большой и дальше растет.
Теперь перед государством стоит задача конвертировать возможности децентрализации в развитие и громад, потерявших возможности на старте.
Почему не глобальный урбанистический кризис, а целенаправленная государственная политика уже 30 лет убивает украинские села? Зачем действующая власть намеренно выживает селян с их земли? Почему ставит подножки фермерам, - а они создают рабочие места и дает полный «зеленый» механизированным до зубов агрохолдингам? Для чего увеличивает налог на аренду, вынуждая селян продавать свои паи? Как такая политика сказывается на демографии села и общей атмосфере, где есть место пьянству, унынию и разочарованию? Почему полученное в селе образование стало неконкурентным, а доступ селян к государственным услугам - критически низким? Читайте в статье Анатолия Ткачука «Село и люди. Основным ресурсом сельских территорий сегодня цинично считают землю, а не людей» в ZN.UA.