Служба безопасности Украины по поручению Совета национальной безопасности и обороны расследует обстоятельства подготовки и ратификации «Харьковских соглашений» в 2010 году.
По предварительным данным следствия, подписание этого документа привело к увеличению количества личного состава воинских формирований и спецслужб РФ, причастных к оккупации украинского Крыма. Это же утверждение содержится и в подозрении экс-президента Виктора Януковича в госизмене, предъявленном ему ГБР.
«Нет никаких сомнений в том, что Харьковские соглашения по многим причинам вопиюще противоречат национальным интересам Украины, о чем мы писали неоднократно. Но вот сыграли ли они какую-то роль при захвате Крыма – вопрос весьма спорный», - отмечает редактор отдела международной политики ZN.UA Татьяна Силина.
Суть этого соглашения, состоящего всего из трех статей – лишь в двух из них: Украина за семь лет до истечения срока действия трех базовых соглашений 1997 года (а именно они определяли условия и параметры пребывание ЧФ РФ на украинской территории) соглашалась продлить этот срок еще минимум на 25 лет – до 2042 года, а Россия предоставляла Украине скидку до 100 долларов на цену газа, которая по сути скидкой не являлась.
Однако «Харьковские соглашения» не изменили условия пребывания Черноморского флота РФ в Крыму, установленные в 1997 году, а продлили их действие, поясняет автор:
«Первая статья лишь продлевает действие трех базовых соглашений от 28 мая 1997 года, – на 25 лет с 28 мая 2017-го с последующим автоматическим продлением на следующие пятилетние периоды (если одна из сторон заранее не сообщит о прекращении их действия). Харьковский документ не внес ни одного изменения, ни одной новой запятой в текст подписанных еще в 1997 году соглашений, срок действия которых истекал лишь в 2017-м».
Ни один из трех пунктов соглашений не ведет к увеличению численности личного состава и техники Черноморского флота России или каким-либо другим условиям его пребывания на территории Украины. Весной 2010 года личный состав ЧФ РФ в Крыму составлял 16,2 тысячи человек при допустимом в базовых соглашениях максимуме – 25 тысяч. То есть Россия имела законные основания увеличивать состав своего флота.
В 2014 году, когда произошла оккупация Крыма, даже если бы «Харьковского соглашения» никогда не было (после незаконной аннексии его действие президент РФ Владимир Путин отменил, как и трех базовых документов по ЧФ), российский флот все равно еще оставался бы на украинской территории согласно договоренностям 1997 года.
Если уж разбираться по-настоящему, то начинать следует с 1997 года, когда были подписаны базовые документы по разделу Черноморского флота и условиям пребывания ЧФ РФ на территории Украины. Но в СБУ предпочли охватить расследованием лишь события 2008-2010 годов.
«Мы глубоко уверены, что факт измены Родине требует наказания по всей строгости закона. Но этот факт должен быть железобетонно доказан! Иначе дело очень быстро рассыплется в суде, как, увы, весьма часто у нас бывает. Поэтому выстраивать дело и базировать обвинения лишь на весьма спорной привязке Харьковских соглашений к российской оккупации Крыма – заведомо провальная затея», - резюмирует Силина.
Новость носит сугубо аналитический характер, ее целью не является оправдание действий России (о необходимости полного вывода к 2017 году ЧФ РФ с территории Украины ZN.UA настойчиво писало много лет) и украинских персонажей, причастных к подготовке, подписанию и ратификации Харьковских соглашений.
О том, кто готовил Харьковские соглашении и кто лжет, заявляя сегодня, что не голосовал за них тогда; есть ли прямая связь между захватом Крыма Россией и соглашениями, подписанными в 2010 году; почему в 2008 году Украина не приняла закон о выводе ЧФ РФ; какие сомнительные кейсы может вскрыть расследование и почему громкие дела могут тихо умереть, читайте в статье Татьяны Силиной «Не уйдет ли дело о Харьковских соглашениях в пароходный гудок?».