UA / RU
Поддержать ZN.ua

Политические партии или политический спам? Инструкция изменений

Автор: Петр Дригулич

Действующий парламент останется работать до окончания войны. Его несубъектность очевидна. И причина не только, скажем так, в лидерских качествах действующего президента, но и в полнейшем их отсутствии у парламентариев, которые составляют правящее большинство. В Украине легко может прийти к власти партия-однодневка (без идеологии, качественных кадров и какой-либо ответственности за свои действия), последствия правления которой мы сейчас расхлебываем.

Однако дело не только в «Слуге народа», которая держится исключительно на плечах лидера, будучи по сути карманной партией и породив карманное правительство, а в системе и законодательной рамке, которая больше 30 лет не дает нам качественно структурировать политическое поле.

Но обо всем по порядку.

Что такое украинские партии и что с ними не так

Украина — парламентско-президентская республика. Согласно статье 71 Конституции Украины: «Выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления являются свободными и происходят на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования».

В соответствии с Избирательным кодексом Украины (далее — Кодекс) выдвигают кандидатов в народные депутаты исключительно политические партии. В статье 154 Кодекса говорится: «Партия может выдвинуть кандидатом в депутаты лицо, являющееся членом этой партии, или беспартийное лицо (по моему мнению, это противоречивая норма, ведь какое отношение беспартийный имеет к партии и какую ответственность он и партия будут нести? — П.Д.), которое, согласно статье 134 этого Кодекса, имеет право быть избранным депутатом». На съезде (собрании, конференции) партии по выдвижению кандидатов в депутаты по доверенности председателя Центральной избирательной комиссии имеет право присутствовать член ЦИК. А почему это не обязанность?

Согласно сведениям о зарегистрированных в установленном законом порядке политических партиях, по состоянию на 01.01.2024 года в Украине насчитывается ни много ни мало 377 партий и политических проектов. Причем больше всего так называемых партий было зарегистрировано в 2016 году — 42.

Впрочем, среди такого скопления так называемых политических партий, согласно размещенной в ZN.UA информации, отчеты об имуществе, доходах, затратах и обязательствах финансового характера за четвертый квартал 2023-го или за 2023 год не представили 222 политические партии, о чем заявило Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции. Возникает вопрос: а существуют ли на самом деле эти 222 политические партии?

Читайте также: За незаконное обогащение будут судить депутата из "Слуги народа"

По статье 2 Закона Украины «О политических партиях в Украине» (далее — Закон), политическая партия — это зарегистрированное в соответствии с законом добровольное объединение граждан — сторонников определенной общенациональной программы общественного развития, имеющее своей целью способствовать формированию и выражению политической воли граждан, принимающее участие в выборах и других политических мероприятиях.

Гражданин Украины может пребывать одновременно только в одной политической партии, но интересно, кто и как это контролирует? По моему мнению, в Законе это совсем пустая фраза — норма ни о чем!

Порядок вступления в политическую партию, остановка и прекращение членства в ней определяются уставом политической партии. Гражданин Украины имеет право в любое время остановить или прекратить свое членство в политической партии, подав заявление в ее соответствующие уставные органы. Членство в политической партии останавливается или прекращается со дня подачи такого заявления и не нуждается в дополнительных решениях. С этого же дня прекращается пребывание гражданина Украины на каких-либо выборных должностях в политической партии. И снова вопрос: а кто это контролирует?

Членство в политической партии фиксированное. Обязательным условием фиксации членства в политической партии является наличие заявления гражданина Украины о желании стать членом этой партии, поданного в ее уставный орган. О наличии или отсутствии такого заявления никому не известно! Да и численность политических партий — тайна за семью печатями.

Решение о создании политической партии принимается на ее учредительном съезде (конференции, собрании). Это решение должно быть поддержано подписями не менее 10 тысяч граждан Украины, которые согласно Конституции Украины имеют право голоса на выборах, собранными не менее чем в двух третях районов не менее чем двух третей областей Украины, городов Киева и Севастополя и не менее чем в двух третях районов Автономной Республики Крым. Снова огромное поле для манипуляций. Те 10 тысяч одних и тех же штатных граждан Украины, понятно, что не бесплатно, могут подписаться за создание не одной сотни таких партий. Ведь никаких ограничений нет.

На учредительном съезде (конференции, собрании) политической партии утверждаются устав и программа этой партии, избираются ее руководящие и контрольно-ревизионные органы. Политическую партию создает группа граждан Украины в составе не менее чем ста человек (граждан или паспортов и ФИО?). В Законе почему-то нет требования об обязательном участии в учредительном съезде (конференции, собрании) представителей Минюста Украины и Центральной избирательной комиссии, поскольку создается новый субъект избирательного права. Во время выборов депутатов местных рад такое требование о присутствии члена территориальной избирательной комиссии есть.

Читайте также: В Киеве задержали экс-депутатку Верховной Рады, которая "зарабатывала" на медицинских справках для уклонистов

Неотъемлемой частью протокола является реестр лиц, принимавших участие в учредительном съезде (конференции, собрании) политической партии. В реестре отмечаются данные участников такого собрания: фамилия, имя и отчество лица, данные его паспорта, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика.

Кто и как осуществляет государственный контроль над деятельностью политических партий

  1. Министерство юстиции Украины.
  2. Центральная избирательная комиссия, окружные избирательные комиссии, территориальные избирательные комиссии на соответствующих местных выборах.
  3. Счетная палата по целевому использованию средств, выделенных из государственного бюджета на финансирование их уставной деятельности.
  4. Национальное агентство по предотвращению коррупции.

По моему мнению, только НАПК в той или иной степени исполняет свои обязанности и частично ЦИК, но только во время выборов.

В случае если политическая партия не выполнила требования части седьмой статьи 11 Закона «О политических партиях в Украине», то есть, если на протяжении трех лет со дня регистрации политической партии обнаружились недостоверные сведения в поданных на регистрацию документах, а политическая партия не выдвигала своих кандидатов на выборах президента и народных депутатов Украины в течение десяти лет, орган, который зарегистрировал политическую партию, должен обратиться в суд с представлением об аннулировании регистрационного свидетельства. Другие основания для аннулирования регистрационного свидетельства не предусмотрены.

По моему мнению, такой критерий оценки деятельности партии, как один раз в десять лет выдвигать своих кандидатов на выборах президента Украины и народных депутатов, недостаточен. То есть на протяжении десяти лет партия бездействует! А как же программа партии, устав? Съезды, конференции, собрания, отчеты, выборы, перевыборы руководящих органов партии и т.п.?

Читайте также: Двое парламентариев почти год не приходят на работу в Верховную Раду ‒ Bihus.Info

Если бы Министерство юстиции Украины должным образом выполняло свои обязанности, то в перечне политических партий не появлялись бы политические проекты или фейковые партии, а среди зарегистрированных количество партий уменьшилось бы не на один десяток.

В Украине зарегистрированы 37 именных партий, в том числе партии, названные именами коллаборантов и пророссийских политиков: Шария, Пальчевского, Сальдо, а Минюст молчит.

Еще интереснее информация о лидерских партиях покойных владельцев и «бессмертных» председателей:

Также есть неизменные главы политических партий в эмиграции:

Есть партии, у которых отсутствуют руководители и которые внесены в Единый Госреестр юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований или Единый реестр общественных формирований, таких — шесть.

Репутационного института партий в Украине нет вообще. Идет борьба за более привлекательное и соблазнительное для избирателя название партии, за ресурсы и доступ к телевизору. Яркий пример — «партия» «Слуга народа», зарегистрированная лишь в 2016 году, а в 2019-м она уже получила все, что только возможно. Партиями торгуют, как на базаре пирожками. Слышал на «базаре» об одном случае, когда известный олигарх хотел купить партию и предлагал ее руководству 500 тыс. долл. Такая ситуация с политическими партиями и политическими проектами, особенно во время выборов, напоминает фразу Попандопуло: «На тебе 100 миллионов! Слушай, возьми все, я себе еще нарисую!»

Что нужно изменить в законодательстве

Итак, давно назрела необходимость внести соответствующие изменения в Закон «О политических партиях в Украине».

Во-первых, создать общедоступный электронный реестр членов всех политических партий. Реестром предусмотреть невозможность одновременно находиться в нескольких политических партиях. Кроме этого, реестр должен содержать информацию о предыдущем членстве хотя бы представителей руководящего органа партии и руководителей партийных областных ячеек. Из этого реестра всем будет понятно, кто есть кто. И не будет такой ситуации, что Лавринович был заместителем председателя Народного руха Украины, но когда продался власти, то сказал, что никакого заявления о принятии в члены партии не писал (дословно):

Никто так толком и не знает, вышли вы из Руха или нет?

Я никогда не писал заявления о выходе из Руха, как никогда и не писал заявления о вступлении в него. Поскольку некому было это заявление подавать. Когда организация только создавалась, я (среди прочего) отвечал за сбор заявлений о вступлении в Рух. Не мог же я написать его сам себе?

То есть формально вы никогда не были членом Руха?

Во-вторых, законодательно установить ограничения для политических партий в зависимости от общего количества зарегистрированных членов партии, которые могут выдвигать своих кандидатов на общенациональных выборах, потому что не может партия численностью 3–5 или 10–15 членов выдвигать кандидатов на выборах президента Украины и народных депутатов, где количество депутатов Верховной Рады составляет 450. Это сделает невозможным появление так называемого избирательного партийного спама.

Читайте также: Доходы депутатов Верховной Рады составила 7 миллиардов грн: сколько депутатов живет на свою зарплату

В-третьих, решение создать политическую партию принимается на ее учредительном съезде (конференции, собрании). Это решение должно быть поддержано подписями граждан Украины, согласно Конституции Украины имеющих право голоса на выборах, в электронном реестре в количестве не менее 4,5 тысячи. Граждане должны иметь право поддерживать в течение некоторого периода только одну политическую партию.

В-четвертых, кроме невыдвижения политической партией своих кандидатов на выборах президента и народных депутатов Украины на протяжении десяти лет, основанием для обращения в суд с целью аннулировать регистрационное свидетельство должна быть бездеятельность политической партии, а именно: невыполнение требований устава (отсутствие в течение определенного периода руководящих органов, непроведение съездов, конференций, собраний и т.п.).

В-пятых, в Законе предусмотреть ответственность Министерства юстиции Украины за бездеятельность в отношении неприменения соответствующих мер об аннулировании регистрационного свидетельства партии в случае установления невыполнения политической партией требования части седьмой статьи 11 этого Закона.