UA / RU
Поддержать ZN.ua

Почему разогнать АРМА — это плохое решение

Ликвидация агентства вряд ли решит существующие проблемы, но точно добавит новые

Автор: Александр Леменов

Ситуация по управлению арестованным имуществом агрессора в рамках уголовных производств достигает апогея. Профильный орган — Агентство по розыску и менеджменту активов (АРМА) — полностью провалил свою работу, и в офисе президента приняли решение о его ликвидации. Реестр арестованных активов до сих пор закрыт, передача в управление арестованного имущества происходит «улитковыми» темпами, продажа имущества — вообще секрет государственного уровня. За этими фактами стоят как неэффективность, так и коррупция. Но устранит ли ликвидация АРМА эти риски? Станет ли государство более эффективно осуществлять соответствующие функции после этого решения?

Читайте также: АРМА не готова к прозрачной передаче арестованного российского имущества в управление

Команда StateWatch в рамках проекта Trap Aggressor многократно указывала на соответствующие нарушения в работе АРМА, надеясь на продуктивное решение проблем. Мир даже увидел целых два законопроекта, целью по крайней мере одного из них (№8311) было и повышение эффективности управления подсанкционным имуществом, и усиление институциональной состоятельности АРМА, и повышение эффективности реализации арестованного имущества. Да, законопроект был далеко не идеальным и нуждался в изменениях, но он, безусловно, решил бы большое количество проблем. Но ОПУ продуктивным путем не пошел, там решили отозвать оба законопроекта, а глава фракции Давид Арахамия, насколько известно из наших источников, на совещании в ОПУ заявил, что АРМА все же должно быть ликвидировано.

Мы имели возможность ознакомиться с проектом изменений в законодательство, предусматривающим распределение функционала АРМА между Нацагентством по вопросам предотвращения коррупции (поиск) и Фондом госимущества (управление). С другого уголка политической шахматной доски звучат идеи отобрать управление в интересах ФГИУ, а поиск разбросать по разным структурам или вообще о нем забыть.

Попытаемся объяснить участникам дискуссии о дальнейшей судьбе АРМА, почему лучшее решение — это не ликвидировать, а полностью перезагрузить орган.

Читайте также: Требует "значительных интеллектуальных усилий": в АРМА объяснили, почему не предоставляют данные об арестованных активах РФ

Три ключевых фактора, о которых не следует забывать при принятии решения по АРМА

Первый: создание и функционирование АРМА — это требование по выполнению Украиной плана действий по либерализации визового режима с ЕС и имплементации директивы Евросоюза от 3 апреля 2014 года №2014/42/EU об аресте и конфискации предметов преступной деятельности и доходов от нее. Как следствие, ликвидация АРМА сразу же поставит под угрозу выполнение требований по вступлению в ЕС, о чем постоянно говорят наши власть имущие. Требования по вступлению в ЕС следуют из договоренностей по «безвизу». Это их логичное продолжение. Страны ЕС обязаны иметь органы, подобные АРМА, это требование законодательства Европейского Союза. Вступление требует от Украины тоже иметь соответствующий орган. И даже если кто-то продвинет идею ликвидации, со временем, допускаем, придется создавать Нацагентство вновь.

Второй фактор: функционал АРМА связан с тем, чтобы разгрузить следователя (детектива) и прокурора от несвойственных функций по поиску имущества и управлению этим имуществом. Поэтому, например, если следствие арестует вагон апельсинов, то полномочия Фонда госимущества вовсе не связаны с тем, как обеспечить хранение или продажу этих апельсинов. Мы уже не говорим о том, сколько ресурсов вытянут соответствующие процедуры у ФГИУ. Это же касается абсолютного большинства арестованного имущества: хранение или продажа компьютеров, авто, скоропортящихся продуктов, велосипедов, посуды, одежды и других вещей, — Фонд не будет иметь к ним никакого отношения.

Третий из важных — у НАПК есть свой функционал, с которым надо полноценно справляться. Помощь другим органам по «дополнительному расследованию» ни в коем случае не связана с предупреждением (превенцией) коррупции. Нельзя превращать антикоррупционный орган в комбинат по разным полномочиям. Это только ухудшит его возможности в борьбе с коррупцией.

Читайте также: АРМА: пусть весь мир подождет

Второстепенные, но не менее важные вещи

Проблема АРМА кроется не в самом функционале, выписанном в профильном законе, а в проблеме с его имплементацией. Да, микроскопом можно гвозди забивать, но умные люди его используют по основному назначению. Три предыдущих руководителя АРМА — Янчук, Павленко, Сигидин — получили сообщения о подозрениях. Не потому, что АРМА как такое существует, а потому, что этот орган абсолютно непрозрачный, а на Банковой что во времена Порошенко, что во времена Зеленского на это закрывали глаза. Как следствие, парней-руководителей и «заподозрили» детективы НАБУ. Это исключительно субъективный фактор, который решается очень просто — прозрачным конкурсным отбором руководителя АРМА, той же прозрачностью работы и контролем над ней. Не бином Ньютона, а справедливые требования к работе в целом любых государственных структур.

Еще один риск потенциальной ликвидации — распределение функционала (поиск и управление) между НАПК и ФГИУ повлечет за собой, скорее всего, разведение между соответствующими органами сотрудников АРМА. И тут возникнет вопрос: а справедливо ли, что у АРМА с НАПК приблизительно одинаковые зарплаты, а в Фонде госимущества в 3–4 раза ниже? Если выровнять для соответствующих новых сотрудников ФГИУ оплату труда, то нужно будет увеличивать зарплату всем в Фонде. За счет чего? Денег у государства нет. Напомню, что БЭБ переведено на 2–4-часовый рабочий день, а в МИД жалуются на недоплаты. Зачем усложнять и здесь, перемещая функции и разыскивая деньги?

Еще один момент. При условии принятия решения о ликвидации АРМА, что будет происходить с арестованными активами, переданными в Нацагентство? А что будет с Реестром арестованных активов?

А теперь к вопросу взыскания активов россиян, белорусов и коллаборантов в доход государства. Сейчас существует следующий механизм: после соответствующего решения Высшего антикоррупционного суда по конфискации имущества субъектов страны-агрессора решением Кабмина соответствующие активы передаются в Фонд госимущества. Знаем, что такое решение приняли, в частности, по крупному российскому бизнесмену Евтушенкову. И Фонд до сих пор пытается навести порядок в этом процессе. Теперь представьте, что посыплется куча решений из ВАКС о конфискации плюс к той нагрузке по арестованным активам, включая администрирование реестра этих активов. Думаю, в ФГИУ сойдут с ума от нагрузки.

Зачем ФГИУ заниматься еще и менеджментом арестованного имущества, кроме менеджмента конфискованного имущества? Сложно, неэффективно, рискованно. Необходимо сосредоточиться на ключевом — конфискованном имуществе российских и белорусских субъектов. Для этого направления у ФГИУ есть все возможности.

Читайте также: Из-за АРМА госбюджет не получил налогов от ряда предприятий

Цугцванг для Банковой? Совсем нет

Существует простое и функциональное решение этой сложной проблемы. Прежде всего на период перезагрузки назначить доброчестного профессионала, предварительно обсудив потенциальные кандидатуры с международными партнерами. Затем максимально быстро объявить повторный конкурс на занятие вакантной должности постоянного руководителя Нацагентства. А потом создать Reform Support Team, что поможет в экспертном плане настроить полноценную работу АРМА.

Все, больше ничего стратегического не требуется.

Но, конечно, есть тактические шаги для повышения эффективности АРМА или другого органа, которому передадут его функции (потому что сам факт передачи проблем не решит). В частности, речь идет о реализации активов подсанкционных лиц — по решению суда. Использование системы закупок Prozorro.Sale для отбора управляющих. Открытие Реестра арестованных активов, с чем, кстати, полностью соглашаются в ОПУ. Вырученные средства от управления и реализации активов на период военного положения должны направляться исключительно на оборону: закупку дронов, тепловизоров, сугубо военного снаряжения и техники. И последний штрих — нужно предусмотреть образование государственного реестра подсанкционных лиц и их активов на территории Украины с интеграцией в другие реестры, чтобы он извещал все соответствующие органы власти и субъектов, ответственных за блокировку санкций, о перечне подсанкционных лиц, их активов и применении к ним ограничительных мер. Как видим, и здесь вроде бы немного для одного профильного органа.

Однако существует большая вероятность того, что этот не очень значительный объем задач «потеряется» при перераспределении функционала АРМА между другими ведомствами, вместе с функцией поиска и самим смыслом создания агентства.

Больше статей Александра Леменова читайте по ссылке.