Парламентскую оппозицию существенно ограничили в правах
Верховная Рада Украины внесла изменения в регламент своей деятельности, согласовав его положения с нормами Конституции 1996 года, возобновила свое действие после решения Конституционного суда. Принятым документом, в частности, исключена норма о праве оппозиции формировать повестку дня по средам.
Верховная Рада Украины внесла изменения в регламент своей деятельности, согласовав его положения с нормами Конституции 1996 года, которая возобновила свое действие после решения Конституционного суда. Принятым документом, в частности, исключена норма о праве оппозиции формировать повестку дня по средам.За принятие закона на заседании в пятницу проголосовали 253 депутата из 418 зарегистрированных в зале. Так, 172 голоса дала фракция Партии регионов, три голоса – БЮТ, 11 голосов – НУ-НС, - 27 – КПУ, по 20 голосов дали фракция Блока Литвина и внефракционные парламентарии.
Предусмотрено, что повестка дня пленарных заседаний Верховной Рады на каждый день пленарной недели готовится аппаратом парламента на основании утвержденного расписания пленарных заседаний сессии Рады с учетом предусмотренной в нем очередности и фактического состояния готовности каждого вопроса к рассмотрению парламентом, а вопросы повестки дня пленарного заседания, которые остались нерассмотренными на пленарном заседании, рассматриваются Радой первыми на следующем пленарном заседании.
В законе не предусмотрено создание оппозиционного правительства.
Кроме того, изъята норма, согласно которой субъекту парламентской оппозиции предоставляется первоочередное право выбора должностей председателей в комитетах, к предметам ведения которых относятся вопросы бюджета, организации и деятельности Рады и ее органов, свободы слова и информации, прав национальных меньшинств и межнациональных отношений, свободы совести, социальной политики, здравоохранения, науки и образования, судопроизводства, судоустройства, законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, борьбы с организованной преступностью и коррупцией, деятельности государственных монополий, национальных акционерных компаний, управления государственными корпоративными правами.
Регламентом также устанавливается процедура отзыва председателя комитета Рады. Глава комитета может в любое время по решению парламента быть отозван со своей должности. Решение о включении в повестку дня такого вопроса принимается на следующем пленарном заседании парламента после дня внесения такого предложения.
Регламентом расписывается также процедура отзыва главы комитета с должности.
Принятым законом устанавливается также, что минимальное количество народных депутатов для формирования депутатской фракции должно составлять не менее чем 15 народных депутатов.
Согласно закону, депутат может входить в состав только одной депутатской фракции.
Председатель Рады и два его заместителя не могут возглавлять депутатские фракции.
Народный депутат, которого исключили, или который вышел из состава фракции, является внефракционным.
Регламент также предоставляет право внефракционным депутатам объединяться в депутатскую группу народных депутатов, минимальное количество для формирования депутатской группы должно составлять не менее 15 депутатов.
Законом устанавливается, что депутат может входить в состав только одной депутатской группы.
Согласно регламенту, зарегистрированная депутатская группа имеет права депутатской фракции.
Кроме того, законом устанавливается, что депутатская фракция или группа, в состав которой входит меньше чем 15 депутатов, через 15 дней после наступления такого факта объявляется председателем Верховной Рады распущенной.
Регламент устанавливает, что право законодательной инициативы в Верховной Раде имеют президент, народные депутаты, Кабинет министров и Национальный банк Украины.
Кроме того, в регламенте устанавливается, что с момента объявления председательствующим на пленарном заседании о досрочном прекращении полномочий президента в связи с увольнением его с должности в порядке импичмента на период до избрания и вступления на пост нового президента обязанности главы государства президента исполняет премьер-министр Украины.
В законе расписана и процедура предоставления согласия на назначение президентом Украины премьер-министра. Согласно этой процедуре, представление президента о предоставлении согласия на назначение премьер-министра подается в Верховную Раду письменно и рассматривается в парламенте в соответствии с Конституцией.
Верховная Рада рассматривает вопрос о предоставлении согласия на назначение премьер-министра не позднее чем в пятидневный срок со дня внесения соответствующего представления президентом Украины.
Кандидатура премьер-министра предварительно рассматривается на заседании комитета, к предмету ведения которого относится такой вопрос.
Кандидата на пост премьер-министра на пленарном заседании Верховной Рады представляет президент Украины
Регламент также устанавливает, что на обсуждение кандидатуры на должность премьер-министра на заседании парламента отводится 1 час времени, за это время кандидат имеет 20 минут для выступления с соответствующим докладом.
Кроме того, регламентом устанавливается порядок назначения и увольнения с должности по представлению президента председателя Национального банка Украины, членов Центральной избирательной комиссии, членов Счетной палаты, членов Совета Национального банка, членов Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания.
Регламентом определяется процедура предоставления согласия для назначения на должность и увольнения с должностей президентом Украины главы Антимонопольного комитета, главы Фонда государственного имущества, главы Государственного комитета телевидения и радиовещания.
Устанавливается также порядок предоставления согласия на назначение на должность президентом Украины генерального прокурора. Согласно этой процедуре, президент подает в Верховную Раду письменное представление о предоставлении согласия на назначение на пост генерального прокурора вместе с данными о кандидатах на этот пост. Верховная Рада рассматривает представление президента не позднее чем через 10 дней после поступления такого представления.
Во время рассмотрения вопроса о предоставлении согласия на назначение генерального прокурора в пленарном заседании парламента принимает участие президент или уполномоченное им лицо.
Кандидат на должность генерального прокурора имеет возможность ответить на вопросы депутатов во время заседания, а обсуждение опроса должно занимать не менее часа.
Кроме того, регламент расписывает процедуру выражения недоверия генеральному прокурору. Вопрос о выражении недоверия генеральному прокурору может быть рассмотрен в Верховной Раде по предложению не меньше, чем 1\3 народных депутатов (150 депутатов), поддержанным соответствующими подписями, и также за такое предложение должны проголосовать не менее 226 народных депутатов.
Регламент предусматривает порядок рассмотрения вопросов об избрании судей Верховного Суда, увольнение с должностей судей Конституционного суда, а также судей, избранных бессрочно.
1 октября Конституционный суд признал неконституционным закон «О внесении изменений в Конституцию Украины» от 8 декабря 2004 № 2222-IV (так называемая политреформа 2004 года) в связи с нарушением процедуры его рассмотрения и принятия.
Конституционный Суд поручил органам государственной власти неотложно привести нормы законодательства в соответствие с Конституцией редакции 1996 года.