Украинские СМИ расспросили возвращенных из плена украинцев об их планах на будущее. Понятно, что вначале нужно прийти в себя после тюрьмы - кому-то подлечиться, кому-то реабилитироваться психологически. Но все они - люди стойкие, поэтому не собираются сидеть и переживать то, что было. Эта часть жизни уже навсегда с ними, она стала прошлым, но не должна влиять на будущее.
Итак, что же будут делать те, о ком постоянно писали Радио Свобода, Укринформ, Громадське, Укрправда, Зеркало недели?
Корреспондент агентства "Укринформ" Роман Сущенко после возвращения из российского заключения собирается вернуться к журналистике, а Александр Кольченко хочет продолжить учебу.
Сущенко: Конечно, я никуда не уходил от нее (журналистики - ред.). Вернусь в родное агентство "Укринформ". Сущенко заявил, что хочет "пообщаться с коллегами, обняться с друзьями, поехать на могилу к отцу", который умер в начале марта 2018 года, когда его сын находился под арестом в России.
Другой освобожденный украинец Александр Кольченко после пяти лет в тюрьме выразил желание продолжить обучение в Таврическом национальном университете:нко: "Буду учиться по той же специальности - туризм. Буду агентом по организации туризма". В ответ на вопрос, собирается ли он возвращаться в аннексированный Россией Крыма, он заявил: "Когда Путина свергнут - обязательно".
Кольченко рассказал, что привез в Украину почти 20 кг листовок, которые к нему поступили в российскую колонию. О своем физическом состоянии он сказал, что "все хорошо".
Освобожденный украинец Павел Гриб сказал, что не хочет вспоминать то, что с ним произошло за эти более чем два года.
"Меня не было более двух лет. Что могу сказать? Очень хорошо, что вернулся, и прощай, немытая Московия. Пока не хочу загадывать, но хотелось бы проехаться, со всеми заключенными поговорить, потом, может, домой." Павел Гриб также отметил, что вернулся домой "с патриотическими чувствами". На вопрос о здоровье он отметил, что чувствует себя "нормально".
Владимир Балух рассказал, что всего во время пребывания в заключении его поддерживали письма:
"Больше всего меня поддерживали письма от людей. Когда на грани и получаешь письма, ты их всегда ждешь и каждую минуту используешь, чтобы ответить, и этим живешь."
Балух также вспомнил украинский флаг, который висел над его домом в Крыму после аннексии и из-за которого он перед задержанием получал угрозы. На вопрос о том, поступил бы он так же или нет, если бы можно было вернуть время назад, Балух сказал: "Однозначно, даже без вариантов".
Сегодня, 7 сентября, произошел обмен удерживаемыми лицами между Украиной и РФ в формате "35 на 35". В частности, были освобождены 11 политзаключенных: Роман Сущенко, Олег Сенцов, Александр Кольченко, Владимир Балух, Станислав Клых, Николай Карпюк, Алексей Сизонович, Павел Гриб, Эдем Бекиров, Евгений Панов и Артур Панов. Также освобождены 24 военопленных моряка.
Следите за новостями в нашей спецтеме "Возвращение узников Кремля домой".