UA / RU
Поддержать ZN.ua

Новый президент Тайваня: пять вещей, которые вам нужно знать о Вильяме Лае

Следует подготовиться к длительному периоду неопределенности по поводу следующего шага Пекина.

Забудьте на секунду о Си Цзиньпине или Джо Байдене. Встречайте следующего президента Тайваня Вильяма Лая (Лай Чин Тэ), на которого теперь положена часть американо-китайских отношений – и глобальной безопасности на ближайшие несколько лет.

64-летний вице-президент Тайваня привел Демократическую прогрессивную партию (DPP) к историческому третьему сроку у власти впервые с тех пор, как Тайвань стал демократией в 1996 году.

Пока в Тайбэе как никогда спокойно, пишет POLITICO. Однако для Лая ощущение победы вскоре будет омрачено приближением длительного периода неопределенности по поводу следующего шага Пекина. Коммунистический сосед Тайваня выразил неодобрение Лаем, которого он считает символом движения за независимость Тайваня.

Теперь все взгляды сосредоточены на том, как китайский лидер — менее чем две недели назад предупредивший Тайвань о том, что тот столкнется с «исторической неизбежностью» поглощения его коммунистической нацией — ответит на другой неизбежный вывод: тайваньская общественность в очередной раз высказалась против Пекина.

1. Пекин его не любит – совсем

Китай не раз критиковал Лая, заявляя, что именно он принесет войну на остров.

Недавно Пекин пытался убедить тайваньцев не избирать своего главного врага президентом.

«Отношения между проливом за последние восемь лет ухудшились от мирного развития к напряженной конфронтации», — сказал спикер Управления Китая по делам Тайваня Чэнь Биньхуа, добавив, что Лай будет пытаться идти «путем зла» к «военной напряженности и войне».

Хотя Пекин никогда не был сторонником DPP, которая считает, что Китай принципиально противоречит интересам Тайваня, личная неприязнь Пекина к Лаю велика.

Отчасти это связано с замечанием 2017 года, в котором Лай назвал себя «борцом за независимость Тайваня», неоднократно цитируемым Пекином как доказательство его сепаратистских убеждений.

Не называя имен, президент Китая Си подверг резкой критике тех, кто пропагандирует независимость Тайваня, в своей речи в 2021 году.

«Отделение, направленное на независимость Тайваня, является наибольшим препятствием для национального воссоединения и серьезной опасностью для национального возрождения. Те, кто забывает свое наследие, предает родину и стремится расколоть страну, будут попраны народом и осуждены судом истории», — сказал Си.

Читайте также: Места для компромисса относительно Тайваня нет — посол Китая в США

2. Все взгляды направлены на следующие четыре месяца

Ожидается, что в течение следующих четырех месяцев до официальной инаугурации Лая 20 мая нестабильность возрастет.

Никто не знает, насколько все может быть плохо, однако тайваньские чиновники и иностранные дипломаты говорят, что не ожидают, что ситуация будет напряженной настолько, как после визита тогдашнего спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси на остров в 2022 году.

По данным министерства обороны Тайваня, за несколько дней до выборов Китай отправил несколько шпионских воздушных шаров для наблюдения за островом. На торговом фронте Китай также усилил давление, объявив о возможном повторном введении пошлин на некоторые тайваньские товары. Власти Тайваня также озвучили случаи дезинформации и манипуляций на выборах.

Эти события вместе составляют то, что Тайбэй называет гибридной войной, которая сейчас рискует перейти в дальнейшую эскалацию, учитывая недовольство Пекина новым президентом.

Читайте также: США не поддерживают независимость Тайваня - Байден

3. Лай должен обуздать свой инстинкт независимости

В некотором смысле он уже это сделал.

Выступая на международной пресс-конференции на прошлой неделе, Лай сказал, что в случае избрания на пост президента не планирует провозглашать независимость.

Инсайдеры DPP говорят, что они ожидают соблюдения Лаем подхода бывшего президента Цай Ин Вэнь, и что он не будет делать шагов, которые можно будет истолковать как одностороннее изменение статус-кво.

Они также указывают на тот факт, что Лай избрал вице-президентом близкого к Цай Бихима Сяо, бывшего фактического посла в Вашингтоне. Сяо наладил тесные связи с администрацией Байдена и будет играть ключевую роль в качестве мостика между Лаем и США.

4. Тайвань будет придерживаться международного подхода

Ожидается, что США, Япония и Европа будут иметь приоритет в дипломатической деятельности Лая, в то время как отношения с Китаем останутся отрицательными.

Во время предвыборных митингов по всему острову кандидат от DPP неоднократно отмечал усилия правительства Цай относительно диверсификации торговой зависимости от Китая путем смещения фокуса на трех союзников-единомышленников.

Юго-Восточная Азия является еще одним направлением для этих измененных торговых потоков.

По данным властей Тайваня, экспорт из страны в Китай и Гонконг в прошлом году упал на 18,1% по сравнению с 2022 годом, что является самым большим падением с тех пор, как они начали регистрировать эту статистику в 1982 году.

Вместе с тем, экспорт Тайваня в США и Европу вырос на 1,6% и 2,9% соответственно, а объемы торговли достигли самых высоких за все время показателей.

Однако критики отмечают, что Китай продолжает оставаться крупнейшим торговым партнером Тайваня, поскольку многие тайваньские бизнесмены живут и работают на материке.

Читайте также: Ключевой кандидат в президенты Тайваня призвал Европу к более тесным связям с островом

5. Ругань может столкнуться с нелояльным парламентом

Пока идет подсчет голосов, существует высокая вероятность того, что Лай будет иметь дело с разделенным парламентом — Законодательным Юанем.

Перед выборами партия «Гоминьдан» пообещала сформировать большинство с Народной партией Тайваня в Юане, таким образом превратив администрацию Лая в правительство меньшинства.

Хотя это может создать дополнительные трудности для Лая в развертывании провокационной для Пекина политики, парламент в оппозиции также может стать проблемой, когда речь идет о крайне необходимых расходах Тайваня на оборону.

«Разделенный парламент – это очень плохая новость для обороны. «Гоминьдан» доказала, что способна блокировать расходы на оборону и будет пытаться обеспечить то, что они называют «контролем», и это значительно усложнит ситуацию», — считает Сяру Ширли Линь, глава Центра азиатско-тихоокеанской устойчивости и инноваций, аналитического центра в Тайбэе.

Она добавляет, что, хотя все три партии за несколько дней до выборов заявили о стремлении усилить оборону, не факт, что это будет реализовано в законодательном органе, и предполагает, что впереди много политических торгов.