В распоряжении ZN.UA оказалась презентация проекта "Правительство в смартфоне", в котором говорится о революционных новациях в сфере государственного управления. Документ датирован 14 июня и может быть изменен. Эксперты Центра политико-правовых решений Игорь Колиушко и Виктор Тимощук в материале "Почему резкое сокращение госаппарата — не реформа, а большой риск" озвучили основные проблемы этого проекта.
Помимо революционного сокращения госаппарата — в три раза, речь идет об идее постройки государственного аппарата по модели бизнес-компании (ИТ-компании). В частности, с легкими процедурами увольнения и назначения, гибкостью в оплате труда и т.д. Эксперты отмечают, что эта дискуссия является одной из причин «пробуксовывания» реформы госуправления последние 2,5 года. Началось все осенью 2019-го «перезагрузкой» госслужбы, что отбросило Украину на годы назад в этой сфере. Сейчас дискуссия возобновилась.
Это фундаментальное заблуждение, предупреждают эксперты. У бизнес-администрирования и публичного управления — разные цели, формы работы, требования к постоянству, закономерности функционирования.
"Бизнес прежде всего стремится к получению прибыли. Поэтому аутсорсинг публичных функций — это, скорее, исключение, чем общее правило. Иначе исполнение публичных функций постоянно будет дорожать или может вообще остановиться. Так размывается грань между государством и частным сектором, создаются условия для коррупции и злоупотреблений, особенно в «слабом» государстве, - объясняют специалисты. - Решение в бизнесе может принимать владелец или менеджмент на свое усмотрение, единолично, быстро и по принципу «все, что не запрещено».
В то же время в публичном управлении есть ограничения законом, ресурсами, процедурами. Государство должно служить всему обществу, поэтому решения должны приниматься прозрачно, прогнозируемо, инклюзивно, сбалансировано, согласовано, эффективно и т.д.
И вопрос стабильности. Государство должно функционировать непрерывно и устойчиво. Даже во время смены президентов, парламентов, правительств и во время войны. Даже при ограниченных ресурсах".
Эксперты также отмечают, что в качестве аргумента за бизнес-подход называют кейсы Prozorro и Минцифры.
"Приходится напоминать, что в обоих случаях есть примеры, более близкие к модели стартапов. То есть речь идет о новых структурах и создании дополнительного продукта. Но это невозможно наложить на фундаментальные секторы государственной политики. Потому что здесь есть обязательства и ограничения, которые невозможно прекратить или обойти. Нормальное государство не может существовать без обороны, юстиции или здравоохранения", - отмечают специалисты ЦППР.
Больше материалов Игоря Колиушка и Виктора Тимощука читайте по ссылке.