UA / RU
Поддержать ZN.ua

Может ли Путин победить? При каких условиях, как и когда – POLITIСО

На Донбассе ожидается российский штурм, но все зависит от того, исправит ли Россия серьезные недостатки в логистике и координации.

«Я злой, я страшен: с когтями и зубами», — якобы предупредил Владимир Путин Дэвида Кэмерона, когда тогдашний премьер-министр Великобритании требовал от него ответа на использование химического оружия союзником России в Сирии Башаром аль-Асадом и обсуждал, насколько далеко Россия готовы зайти, пишет Джейми Детмер в колонке для POLITIСО.

По словам главного внешнеполитического советника Кэмерона Джона Кессона, которого цитирует BBC в документальном фильме, Путин продолжил настаивать, что для достижения успеха в Сирии нужно использовать варварские методы, как это сделали США в тюрьме Абу-Грайб в Ираке.

«Я бывший кагэбист», — кичился он.

Замечания были сделаны, очевидно, полушутя, но, как всегда в случае с лидером России, угроза была очевидна.

Читайте также: Украина готовится к жестокому российскому наступлению на востоке — Foreign policy

И, конечно, Путин доказал, что готов использовать страх как оружие в своей попытке подчинить непокорную Украину. Его войска атаковали мирных жителей и прибегали к пыткам и изнасилованиям. Но победа ему не далась.

В следующие несколько недель он, похоже, попытается переломить свои военные неудачи путем наступления поздней зимой: и, вероятнее всего, будет еще страшнее, зубами и когтями выгрызать спасение — для себя и России — от дальнейшего унижения.

Но сможет ли бывший кагэбист добиться успеха? Может ли Россия все-таки выиграть войну против Украины по выбору Путина вопреки героическому и сплоченному сопротивлению украинцев?

Список ошибок

С самого начала война была отмечена неправильными суждениями и ложными расчетами. Путин и его генералы недооценили украинское сопротивление, переоценили возможности своих собственных сил и не смогли предусмотреть масштаб военной и экономической поддержки, которую Украина получит от США и европейских стран.

Киев не упал за считанные дни, как планировал Кремль, летом и осенью силы Путина были отброшены, а к ноябрю Украина вернула себе более половины территории, которую россияне захватили в первые несколько недель вторжения. Поэтому Россия была вынуждена начать дорогую и длительную обычную войну, которая иногда вызвала серьезные споры среди военно-политического истеблишмента страны и привела к тому, что внутренняя борьба Кремля вышла наружу.

Единственная победа, которую российские войска одержали за несколько месяцев, состоялась в январе, когда украинцы отступили от соледобывающего города Соледар в Донецкой области на востоке Украины. И есть признаки того, что россияне находятся на пороге еще одной победы с Бахмутом, всего в шести милях юго-западнее Соледара, который, вероятно, скоро перейдет под их контроль.

Но ни одна из этих залитых кровью побед не является чем-то большим, чем символическим успехом, несмотря на большие потери, которые, вероятно, понесли обе стороны. Тактически ни одна победа не важна — и некоторые западные официальные лица в частном порядке говорят, что президенту Украины Владимиру Зеленскому, возможно, было бы лучше выйти из Соледара и Бахмута сейчас, примерно так же, как россияне в ноябре отступили от своей безнадежной в военном отношении позиции в Херсоне.

Чтобы действительно переломить военную судьбу России, Путин в ближайшие недели сделает ставку на свои пополненные мобилизованными резервистами и призывниками силы, которые начнут новое большое наступление. Украинские чиновники ожидают, что наступление начнется поближе к началу весны. Министр обороны Украины Алексей Резников в последние дни предупреждал на пресс-конференциях, что у России вполне может быть до 500 000 военных, скученных в оккупированной Украине и в резерве вдоль границ, готовых к нападению. Он говорит, что атака может начаться примерно в первую годовщину войны этого месяца 24 февраля.

Читайте также: NYT: Уставшая и численно меньшая армия Украины готовится к новому наступлению России на востоке

Другие украинские официальные лица считают, что наступление, состоится в марте — но до прибытия Leopard 2 и других западных боевых танков и боевых машин пехоты. В субботу Зеленский предупредил украинцев, что страна вступает в «время, когда оккупант бросает все больше своих сил, чтобы сломать нашу оборону».

Все взгляды прикованы к Донбассу

Вероятно, в центре внимания россиян будет восточный Донбасс. Андрей Черняк, чиновник военной разведки Украины, заявил Kyiv Post, что Путин приказал своим вооруженным силам захватить весь Донецк и Луганск до конца марта.

«Мы наблюдаем, что российско-оккупационные войска осуществляют передислокацию дополнительных штурмовых групп, подразделений, вооружения и военной техники к востоку. По данным военной разведки Украины, Путин отдал приказ захватить все территории Донецкой и Луганской областей», – сказал Черняк.

Другие украинские чиновники и западные военные аналитики подозревают, что Россия может использовать несколько отвлекающих маневров, чтобы отвлечь внимание и запутать украинцев. Они смотрят на атаку, которая идет из Беларуси, имитируя прошлогоднее северное наступление на Киев и западнее столицы в направлении Винницы. Но официальные лица в обороне Украины подсчитали, что сейчас в Беларуси только 12 000 российских солдат, якобы проводящих совместные учения с белорусскими военными, а этого вряд ли достаточно для организации диверсии.

«Повторная атака на Киев не имеет смысла. Операция по разрыву линий поставок на западе или захвату Ровенской атомной электростанции может быть более осуществимой, но для этого понадобятся гораздо большие силы, чем те, которые Россия сейчас развернула в Беларуси», - утверждает в аналитическом докладе Майкл Кофман, американский эксперт по российским вооруженным силам и сотрудник Центра новой американской безопасности Вашингтонского мозгового центра.

Но до сих пор неясно, куда именно вдоль 600-километровой линии фронта на украинском Донбассе придется главный удар России. Западные военные аналитики не ожидают, что Россия будет наступать по всему извилистому фронту — скорее всего, она начнет атаку по двум или трем направлениям, сосредоточившись на некоторых ключевых селах и городах на юге Донецка, в Кременной и Лимане на Луганщине и на юге в Запорожье, где уже есть данные об усиленном наращивании войск и техники через границу с Россией.

В Луганской области российские войска отселяют жителей вблизи контролируемых Россией участков линии фронта. Губернатор области Сергей Гайдай считает, что этот шаг должен помочь избавиться от возможных украинских партизан и местных жителей, которые сотрудничают с украинской артиллерией.

«Идет активная переброска российских войск в регион, и они точно готовятся к чему-то на восточном фронте», – сказал Гайдай журналистам.

Резников заявил, что ожидает, что российское наступление будет одновременно с востока и юга — из Запорожской области на юге и Донецке и Луганске. В преддверии основных наступательных действий российские войска отрабатывают пять населенных пунктов на фронте, сообщил Генштаб Украины на брифинге во вторник. По их словам, российские войска перегруппируются на разных участках линии фронта и ведут атаки вблизи Купянска Харьковской области и Лимана, Бахмута, Авдеевки и Новопавловки на востоке Донецка.

Общевоенная борьба

Однако россиянам, скорее всего, не удастся достичь прорыва, если они не смогут исправить два серьезных недостатка, до сих пор препятствовавших их военным операциям — плохое материально-техническое обеспечение и неспособность координировать поддержку пехоты, бронетехники, артиллерии и авиации для достижения взаимодополняющих эффектов, иначе известных. как общевойсковая война.

Объявляя в январе о назначении бывшего начальника штаба обороны генерала Валерия Герасимова главнокомандующим вооруженными силами РФ в Украине, Минобороны России подчеркнуло «необходимость организации более тесного взаимодействия между видами и родами войск» - другими словами, улучшить ведение общевойсковой войны.

Кофман считает, что логистические проблемы России, вероятно, в основном преодолены.

«В российской логистике произошла немалая реорганизация и адаптация. Я думаю, что в разговоре о российских логистических проблемах сейчас уже меньше анекдотичности и больше опыта», — сказал он.

Многое для России будет зависеть от того, насколько Герасимову удалось научить свои свежие силы ведению общевойсковой войны, и есть большие сомнения, что у него было достаточно времени. Кофман считает, что украинским силам было бы лучше поглотить российскую атаку и исчерпать российский наступательный потенциал, а затем позже этой весной взять инициативу на себя.

«Потеря боеприпасов, лучших войск и техники может сделать оборону России в целом слабее», — говорит он, предполагая, что наступление может оказаться неудачным.

Провоенные российские военные блоггеры соглашаются. Они требовали еще одной мобилизации, говоря, что это будет необходимо для прорывов, необходимых для перелома в войне в пользу России. Бывший офицер российской разведки и командир Игорь Гиркин, сыгравший ключевую роль в аннексии Крыма, а затем и на Донбассе, утверждает, что для преодоления обороны Украины понадобятся волны призыва.

А западные военные аналитики подозревают, что сейчас Украина и Россия выставляют примерно одинаковое количество боевых единиц. Это значит, что генералу Герасимову, если он хочет достичь предусмотренного военной теорией соотношения хотя бы три к одному, понадобится гораздо больше живой силы.

Однако другие эксперты опасаются, что у России достаточно сил, чтобы достичь определенных оперативных успехов в случае, если войско будет сосредоточено.

Ричард Кэмп, бывший командир пехоты британской армии, прогнозирует значительные успехи России в ближайшие недели.

«Нам нужно реалистично оценивать, насколько плохо все может быть – иначе шок рискует сбить решительность Запада», – написал он.

Опасения заключаются в том, что если россияне смогут достичь значительных территориальных достижений на Донбассе, то, скорее всего, усилится давление со стороны некоторых западных союзников для переговоров.

Но дефицит кадров у Герасимова побудил других аналитиков полагать, что если решительность Запада сохранится, то это помешает шансам России выиграть войну.

«Неопределенные решения Путина во время войны демонстрируют его желание избегать рискованных решений, которые могли бы угрожать его правлению, или международной эскалации — несмотря на то, что его максималистская и нереалистичная цель, полное завоевание Украины, вероятно, требует прибегнуть к дальнейшему риску, чтобы иметь хотя бы какую-то надежду на успех», – говорится в анализе Института изучения войны на этой неделе.

Путин может быть злым и пугающим, но, по мнению ISW, он не желает отдавать приказ о существенных изменениях в российской армии и обществе, очевидно, необходимых для спасения его войны.