Министр внутренних дел Украины Денис Монастырский выступает против разделения и переподчинения структурных подразделений МВД. Такую точку зрения министр высказал в интервью «Интерфакс-Украина».
По мнению министра, семилетний опыт сотрудничества всех структур министерства показал свою эффективность, поэтому структура МВД должна оставаться цельной для эффективного обеспечения безопасности государства.
«Я не сторонник радикальных разделений – Нацгвардии, Погранвойск, – это неправильный подход в принципе, учитывая то, что система, которая сложилась, работает», - подчеркивает Монастырский.
В качестве примера министр приводит обеспечение общественной безопасности на массовых мероприятиях: правопорядок обеспечивают примерно 40% полиции и 60% Нацгвардии, многое зависит от их координации между собой.
«Если будет сбой, произойдет конфликт, поэтому постоянно надо коммуницировать. В Киеве, где больше всего проходит массовых мероприятий, все силы координирует лично начальник полиции Киева. На местах – ответственные, и это все – одно звено. А если будет два центра принятия решений, то развал очевиден», - пояснил он.
Монастырский напомнил: дискуссии о разделении и переподчинении структур, которые входят в состав МВД, ведутся не первый год. На необходимости такого разделения настаивают и международные партнеры Украины.
«Сторонники разделения, международные партнеры говорят о том, что логично было бы выделить эти подразделения. Но если мы говорим о целостном характере, о способности обеспечить безопасность, то структура МВД должна состоять именно из этих частей: Национальная полиция, пограничники, Нацгвардия, ГСЧС и миграционная служба. Пять структур МВД – это тот кулак, который может обеспечить безопасность государства», - резюмирует министр.
Дискуссии о необходимости выведения Нацгвардии из подчинения МВД не прекращают с момента ее создания в 2014 году. В 2018 году часть подразделений планировали переподчинить ВСУ – речь шла о подразделениях, сформированных на базе Внутренних войск для выполнения задач по назначению.
Придя к власти, президент Владимир Зеленский попытался переподчинить Национальную гвардию себе, в Верховной Раде появился соответствующий законопроект (позже эта инициатива тихо угасла). Зачем президенту Национальная гвардия, ZN.UA подробно писало в материале «Жандармерия Зеленского».
На сегодняшний день украинская Национальная гвардия представляет собой военное формирование, подчиняющееся гражданским правоохранительным органам. Кроме функций военного формирования, Национальная гвардия Украины наделена и рядом полицейских функций.
Юристы Михаил Каменев и Степан Золотарь в статье «Нацгвардия — маленькие вооруженные силы Арсена Авакова» предлагают разделить функции НГУ: охранные – передать Управлению государственной охраны, Службе судебной охраны и Нацполиции; конвойные – передать пенитенциарным органам; патрульные и розыскные – отдать патрульной, уголовной полиции и полиции особого назначения.
Далее вполне уместно было бы объединить Нацгвардию с Военной службой правопорядка в ВСУ и определить полномочия этого формирования таким образом, чтобы оно могло осуществлять правоохранительные (полицейские) функции во время действия военного положения.