UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мир в Украине сейчас более недостижим, чем в начале президентства Трампа в январе — WP

Несмотря на все усилия президента США, мир в Украине только отдалился.

"Владимир, я еще в январе говорил тебе: если не остановишь войну в Украине — введу санкции. Ты меня проигнорировал. Ты презираешь меня и мое президентство. Это большая ошибка!".

Президент Дональд Трамп мог бы опубликовать такое сообщение хоть завтра — и этим начать спасение своей провальной инициативы по мирному урегулированию в Украине. Он мог бы наконец ввести санкции, которыми угрожал месяцами, — и продемонстрировать российскому диктатору Владимиру Путину, что имеет серьезные намерения положить конец тому, что сам называет "кровавой бойней".

К сожалению, если он этого не сделает, его важнейшая внешнеполитическая инициатива, вероятно, потерпит крах  — с последствиями, которые могут преследовать его в течение всего президентского срока, считает колумнист The Washington Post Дэвид Игнатиус.

Для Трампа наступил решающий момент в отношении Украины. После телефонного разговора с Путиным 19 мая он пытался объявить о победе и переложить мирные переговоры на Россию и Украину. Это все равно что сказать Давиду и Голиафу стать друзьями — прямой путь к новым жертвам. И Трамп не сможет переложить эту дипломатическую катастрофу на бывшего президента Джо Байдена. Ответственность полностью лежит на нем.

Читайте также: Телефонный разговор с Трампом стал победой для Путина — FT

Обзор мирных усилий Трампа в отношении Украины свидетельствует о тревожной картине. Он, безусловно, осознает масштабные страдания, вызванные этой войной, и неоднократно обещал положить ей конец. Однако его хаотичная дипломатия привела к ряду ошибочных начинаний.

"Трамп выдвигает предложения, но не доводит дело до конца. Он призывает Путина к компромиссу, но ничего не делает, когда тот отказывается. Он давит на Украину — жертву, но не на Россию — агрессора", — добавляет Игнатиус.

Кроме того, в команде переговорщиков Трампа много участников, но нет единого руководителя. Специальный представитель Стив Уиткофф отвечает за Россию, а специальный представитель Кит Келлог — за Украину, госсекретарь Марко Рубио ведет переговоры с европейскими коллегами, а вице-президент Джей Ди Вэнс критикует всех. Однако когда назначаются встречи, никто не уверен, кто на них будет и какую именно программу будут обсуждать. Вся команда ждет Трампа, чьи взгляды могут кардинально измениться за несколько дней.

Печальная правда заключается в том, что мир в Украине сейчас, вероятно, более недостижим, чем в начале его каденции в январе. Трамп начал с разумного плана передать европейским лидерам ответственность за поставки оружия Украине и предупредил Путина сразу после инаугурации: "Я думаю, что Россия будет иметь большие проблемы", если не заключит мир.

Читайте также: После разговора с Путиным Трамп отказался от своего призыва к прекращению огня в Украине — Bild

Однако эта угроза и еще несколько подобных оказались пустыми. Путин очень умело вел себя в общении с новым президентом США. Его самым умным шагом стало создание тайного канала связи между Кириллом Дмитриевым, главой российского фонда национального благосостояния, и Уиткоффом — бизнесменом по недвижимости и, возможно, лучшим другом Трампа. И Дмитриев, и Виткофф имели тесные контакты в Саудовской Аравии, Катаре и ОАЭ, которые поощряли эту связь.

"Трамп был президентом всего три недели, но уже сыграл свою главную карту в переговорах по Украине — снял с Путина статус изгнанника, которого Международный уголовный суд признал военным преступником. Министр обороны Пит Хегсет дополнительно сделал две нежелательные уступки на той неделе — заявил, что Украина не присоединится к НАТО и что ей придется отказаться от части территории в мирном соглашении. Именно с такого дисбаланса начались переговоры", — утверждает Игнатиус.

Трамп начал сильное давление на Украину. Министр финансов США Скотт Бессент 12 февраля поехал в Киев, чтобы требовать от президента Владимира Зеленского подписать соглашение, которое дало бы США долю от будущих доходов Украины от добычи полезных ископаемых. Зеленский отказался, что разозлило Трампа.

28 февраля Трамп устроил спор с Владимиром Зеленским в Овальном кабинете. Зеленский утверждал, что Россия — ненадежный партнер, но Трамп игнорировал его слова и фактически выгнал из Белого дома. В марте Трамп приостановил военную и разведывательную поддержку Украине.

Читайте также: США никак не побуждают Путина искать выход из войны в Украине — The Hill

Первым подходом переговорной команды Трампа было попытаться добиться 30-дневного прекращения огня — сначала в отношении энергетических и морских атак, а затем расширить его до полного прекращения огня. Украина согласилась на это во время встречи 11 марта в Саудовской Аравии. Однако 18 марта в телефонном разговоре с Трампом Путин отказался прекращать наземные операции.

Вместо того, чтобы пытаться преодолеть тупиковую ситуацию с прекращением огня, команда Трампа перешла к новому этапу — сравнению и обсуждению пунктов, которые содержат основные условия возможного мирного урегулирования.

Уиткофф поехал в Санкт-Петербург 11 апреля, чтобы составить этот список условий. Затем Зеленский встретился с Рубио, Уиткоффом и европейскими лидерами в Париже 17 апреля, чтобы обсудить этот список. После этого 23 апреля европейские и украинские помощники собрались в Лондоне, чтобы подготовить контрпредложение на основе обсужденных условий.

Этот процесс согласования списков, казалось, постепенно уменьшал разногласия. В то же время Трамп был раздражен тем, что Россия продолжает наносить удары по столице Украины.

Читайте также: Трамп признал: Путин не готов прекратить войну, поскольку считает, что побеждает — WSJ

Уиткофф снова встретился с Путиным в Москве 25 апреля, но российский лидер так и не согласился на всеобщее прекращение огня и продолжал бомбардировки Киева. Трамп приблизился к Зеленскому во время короткой частной встречи в Ватикане 26 апреля, а затем опубликовал сообщение, в котором намекал, что его использует российский лидер.

Но Путин оставался непреклонным, и команда Трампа отказалась от работы над предложением. Financial Times сообщила, что Уиткофф 8 мая отменил поездку в Москву, потому что стало понятно, что Россия не будет рассматривать предложение из 22 пунктов, которое возникло во время встреч в Париже и Лондоне.

Теперь стратегия США снова сместилась в сторону личной дипломатии. Трамп упоминал о возможности встречи с Путиным в Турции во время своей поездки на Ближний Восток. Но когда Путин не согласился, Трамп отступил.

Эта длительная дипломатическая борьба завершилась телефонным разговором Трампа с Путиным 19 мая.

Читайте также: Путин оставил Трампа в дураках, а президент США, похоже, даже не осознает этого — WP
.

Переговоры в той или иной форме, без сомнения, возобновятся. Россия представит свой документ, а Украина, Европа и США дадут ответ. Но ракеты и в дальнейшем будут падать на Киев, и "кровавая бойня", которую осуждает Трамп, будет продолжаться.

"Иногда дипломатическая история бывает неоднозначной. Но результаты переговоров по Украине — вполне очевидны. Россия, агрессор, отказывается прекратить борьбу, пока не получит желаемого. А Трамп, который пытался быть миротворцем, пока позволяет Путину избегать ответственности. Если Трамп наконец не воплотит свои угрозы, он признает поражение в том, что может стать худшим провалом его президентства", — подытожил колумнист.

О том, каким может быть результат российской агрессии против Украины и каково видение администрации Трампа, рассказывала редактор отдела международной политики ZN.UA Татьяна Силина в статье "Как Америка видит завершение войны России против Украины. Впервые публикуем все "22 пункта Келлога".