UA / RU
Поддержать ZN.ua

Львиная доля законов и законопроектов содержат "коррупционные дыры"

Коррупциогенностью "заражены" 82% проанализированных проектов законов и все без исключения законы.

Эксперты "Центра политико-правовых реформ" проанализировали 57 законопроектов и девять уже действующих законов. Выбирали наиболее значимые в государственном масштабе законодательные инициативы, внесенные президентом, правительством и народными депутатами от разных фракций. Системные коррупционные риски выявили во всех проанализированных законах и в 82% проектов. Больше всего "коррупционных дыр" в нормативно-правовых актах, касающихся сфер правосудия, безопасности, государственных закупок и администрирования.

Об этом в статье для ZN.UA пишет Оксана Загакайло.

Эксперты называют несколько проблем, связанных с антикоррупционной экспертизой.

"Первой и наибольшей проблемой является то, что уполномоченные государственные органы продолжают позитивно оценивать проекты законов, которые явно содержат коррупционные риски", - говорит директор по научному развитию ЦППР Николай Хавронюк.

Читайте также: Кабмин представил встречный компромат на Гордиенко, обвинявшего правительство в коррупции

Например, в проекте №1135-1 "О гражданском оружии и боеприпасах" (авторы - народные депутаты А.Ильенко, В.Амельченко и др.) выявлено целых 42 коррупционных риска. Это больше всего из проанализированных общественными экспертами документов. "Такое количество может свидетельствовать о намеренном закладывании лазеек для использования их в будущем", - предполагает исполнитель экспертизы Дмитрий Калмыков (ЦППР).

Вторая проблема заключается в том, что выводы общественной антикоррупционной экспертизы не публикуются ни на веб-сайтах Комитета по вопросам предотвращения и противодействия коррупции и Минюста, ни на страницах соответствующих законопроектов веб-сайта Верховной Рады Украины. И это дает власти возможность игнорировать их.

Третья проблема, по мнению Николая Хавронюка, заключается в том, что наличие коррупциогенных факторов часто является следствием неосведомленности авторов проектов, невысокого уровня их правовой культуры, неумения правильно использовать законодательную технику.

В проанализированных экспертами законах и законопроектах было выявлено в целом почти четыре сотни коррупциогенных факторов. "Много это или мало? Очень много. Каждая из лазеек - это возможность совершить коррупционное правонарушение, не выходя за рамки закона", - комментирует Дмитрий Калмыков. Больше всего возможностей для коррупции связано с такими коррупциогенными факторами, как коллизии и изъяны законодательной техники; неправильное определение функций, полномочий (обязанностей) и ответственности должностных и служебных лиц; пробелы в регулировании правовых норм. Семь нормативно-правовых актов содержали такой коррупциогенный фактор, как "неправдивые цели принятия законопроекта".

Еще один коррупциогенный фактор - предоставление широких и нечетких полномочий, что может привести к злоупотреблениям.

В своей статье автор приводит целый ряд примеров законов, содержащих значительные коррупционные риски.

Подробнее читайте в статье Оксаны Загакайло Коррупционное решето законов в свежем номере "Зеркала недели. Украина".