По информации источников ZN.UA в Офисе президента ровно через час после первой за год встречи президента Украины Владимира Зеленского и мэра Киева Виталия Кличко на Банковой, силовики получили команду действующего гаранта Конституции продолжать публичное давление на Кличко.
Однако основная цель – отнюдь не борьба с коррупцией в столице, а увеличение договороспособности мэра накануне стратегической сделки, которую будет заключать с Кличко не Ермак или Тищенко, а сам Зеленский. Получив в столице официальный и законный рычаг — своего главу КГГА.
Вчера профильный парламентский комитет поддержал подготовленный ко второму чтению законопроект № 2143-3 «О столице», который уже в ноябре будет вынесен в зал. Закон предусматривает разделение полномочий мэра и главы КГГА. Киеврада, возглавляемая мэром, – получит свой исполком и полную власть в громаде, а Центр – инструмент контроля.
В беседе с редактором отдела политики ZN.UA Инной Ведерниковой Кличко избегал экономических нюансов закона (даже после возвращение районных рад они получат мизерные полномочия и бюджет), но добавил политических эффектов.
Полное блиц-интервью с Виталием Кличко читайте в тексте «Котлета по-киевски. Несколько лайфхаков от Зеленского, как правильно «съесть» Кличко».
По словам Кличко, он остается сторонником совмещения полномочий мэра и главы КГГА и свою позицию не меняет: «Законопроект о столице должен быть доработан и отвечать ключевым статьям Конституции. Где прописано, что киевский городской голова, избранный киевлянами, должен быть назначен главой КГГА. И Конституционный суд в 2003 году дважды это подтвердил».
Кличко напомнил, что в 2019 году 56 депутатов обратились в КСУ с просьбой еще раз растолковать это, но из-за кризиса в КСУ дело пока не рассмотрено.
На замечание журналистки о том, что появление института префектов и включение механизма госнадзора за местным самоуправлением укладывается в логику реформы децентрализации, мэр Киева, являющийся еще и главой Ассоциации городов Украины (АГУ) отвечает:
«Если мы хотим получить рабочий законопроект, нам действительно необходимы районные рады, нужно разделять полномочия. Но главное другое – закон должен полностью соответствовать экспертной оценке европейских партнеров и Конституции. Нынешняя версия, которую нам сегодня представили, не получала такой оценки. Но лишь после нее мы можем сказать, отвечает ли законопроект демократическим принципам и нормам децентрализации, или нет. Все, что сегодня озвучивалось на комитете, идет вразрез с Конституцией Украины».
Кличко проигнорировал общеизвестный факт, что в силу разных причин (прежде всего – войны с Россией) оказалось сложно сразу внести изменения в Конституцию, и вся реформа пошла от частного к общему, а не наоборот.
«Я никого не боюсь, но я боюсь манипуляций», - говорит Виталий Кличко, отвечая на вопрос о том, боится ли он, что правильный инструмент попадет в руки к его политическим конкурентам.
При этом мэр Киева ушел от ответа на вопрос, говорил ли об этом с президентом во время первой встречи. Хотя сам факт беседы подтвердил. По словам Кличко, инициатором был он сам.
«Мы пересеклись еще 6 октября на мероприятиях в честь 80-летия трагедии Бабьего Яра. Я сам подошел и предложил встретиться. Он согласился, и назначил встречу. Говорили долго. Обсуждали Киев и его проблемы. За этот год накопилось огромное количество текущих вопросов», - уточняет собеседник, обходя острые углы вопроса, поднималась ли тема будущей имплементации закона о столице.
Стороны договорились договариваться, но «исключительно в интересах киевлян», добавляет Виталий Кличко.
Как позже стало известно автору, на встрече присутствовал и потенциальный кандидат на должность префекта Киева – действующий министр развития громад и территорий Алексей Чернышов. Но сам Кличко утверждает, что кандидатура префекта, с которым предстоит работать, на встрече не обсуждалась.
Не захотел отвечать мэр столицы и на вопрос о бюджете, уточнив, что этот вопрос на встрече не обсуждался. Хотя районные рады, создание которых неожиданно решил поддержать Кличко, получат мизер полномочий – на миллиард, а 64 млрд останутся в бюджете города.
Однако с появлением префекта рядом с градоначальником появится человек, который будет круглосуточно наблюдать за тем, что происходит в столице. На законных основаниях. Смущают ли мэра возможные манипуляции именно с этой стороны?
«На сегодняшний день за каждым работником Киевской городской государственной администрации и так уже пристально наблюдают правоохранительные органы, – говорит Кличко. – СБУ, ГБР, Офис генпрокурора, полиция».
Но глава КГГА имеет на них влияние, возможно, именно поэтому все громкие коррупционные расследования в столице заканчиваются пшиком. Силовики традиционно держат нос по ветру, ориентируясь на потенциальных президентов. Что Кличко опроверг.
«Я читаю заявления силовиков и смеюсь. Вы же помните заявления о том, что у «Муніципальної варти Києва» якобы нашли взрывчатку, незарегистрированное оружие и прочее. Где это все? А заявление генпрокуратуры о преступной группировке «Киевпасстранс»? Где наличных расчетов вообще не существует, где все платежи производятся онлайн. А недавнее заявление ГБР, что в результате децентрализации Киев получил 60 миллиардов и, по их оценкам, десять миллиардов воруют?
Вы считаете, что это профессиональная оценка? Это факты? Я считаю, что это прямое политическое давление, которое под собой не имеет ничего. И я вам привел всего три примера. А таких – сотни», - парирует Виталий Кличко.
Что касается кейса правой руки мэра, главы исполкома УДАРа Артура Палатного, то по словам мэра Киева, заседание суда «по делу о тех деньгах, которые нашли у его супруги, переносится уже третий раз».
«У меня есть четкое убеждение, что те методы, которые использует власть сейчас, – нонсенс. Шутка сейчас ходит по городу: «Виктор Федорович читает украинские новости и спрашивает: «А что, неужели так можно было?»», - говорит Кличко.
И добавляет: прямого ответа от президента о причинах такого давления не получил.
Напомним, 3 октября ГБР вышло с беспрецедентным обвинением в адрес мэра столицы и главы Киевской городской государственной администрации Виталия Кличко. Официальный антикоррупционный орган публично заявил о возможных 10 миллиардах, которые ежегодно вымываются из 65-миллиардного бюджета столицы на преступных схемах с коммунальными предприятиями.
«Из числа предъявленных в течение августа-сентября этого года 25 подозрений работникам КГГА, в 11 случаях меры пресечения не избирались вообще, в трех случаях суд отказал в удовлетворении ходатайства об избрании меры пресечения. И лишь в одном случае судом применен ночной домашний арест. В остальных случаях суд ограничился избранием менее строгого пресечения – личного обязательства. Причиной такой ситуации с избранием мер пресечения является отсутствие обоснованных подозрений», – пишет на странице Facebook экс-заместитель генпрокурора Виктор Трепак.
Где же посадки, хотя бы в СИЗО, до разбирательства? Очевидно, для правоохранителей сейчас главным является процесс, который чем дальше, тем больше конкретными фактами подтверждает свою предвзятость и политическую мотивированность, считает Трепак.
Подробнее о том, как Банковая, ускоряя принятие закона о столице, готовится к новой большой сделке в Киеве, читайте в материале Инны Ведерниковой «Котлета по-киевски. Несколько лайфхаков от Зеленского, как правильно «съесть» Кличко» в ZN.UA.