UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как законно иммигрировать в Украину

Автор: Василий Чередниченко

Уже сейчас Украина испытывает недостаток рабочей силы, а в ходе послевоенного восстановления этот дефицит станет просто огромным. Впрочем, наша бюрократия явно не готова и не готовится привлекать работников из других стран, хотя это самый быстрый способ решить нарастающие проблемы рынка труда.

Иностранцев, прибывающих в Украину не с краткосрочным визитом, можно разделить на тех, кто остается в Украине временно, и тех, кто иммигрирует в Украину. Первые документируются временным видом на жительство, а вторые — постоянным видом на жительство. По законодательству Украины, именно вторая категория иностранцев являются иммигрантами, которым перед оформлением вида на жительство предоставляется бессрочное разрешение на иммиграцию в Украину.

Читайте также: Рада утвердила евроинтеграционные изменения в закон об иммиграции

На каких основаниях иностранец может получить разрешение на иммиграцию в Украину

Просто так переехать в Украину для постоянного проживания нельзя, иностранец для начала должен отвечать одному из критериев, наиболее распространенными из которых являются:

Для получения разрешения на иммиграцию иностранец должен подтвердить свое местожительство в Украине, законность пребывания в Украине и предоставить доказательства того, что он не болен рядом инфекционных болезней, алкоголизмом или наркоманией. Кроме того, иностранец, иммигрирующий в Украину, не должен иметь судимость за преступление, за которое он был лишен свободы на срок более одного года. Рассмотрение документов иностранца и принятие решения о его иммиграции в Украину проходят согласно последним изменениям в законодательство на протяжении шести месяцев.

После получения разрешения на иммиграцию иностранец документируется постоянным видом на жительство в Украине, который обязан обновлять каждые десять лет.

Квота на иммиграцию в Украину

Количество иностранцев, которые могут иммигрировать в Украину, не является неограниченным, ведь Государственная миграционная служба может ограничивать его, устанавливая квоты для каждой из категорий иммигрантов.

На часть иммигрантов квота не распространяется, например, на тех, кто получает право постоянного проживания в связи с наличием ребенка-гражданина, брака с гражданином Украины, на основании территориального происхождения из Украины.

А вот на другие категории иммигрантов Кабинет министров по представлению Государственной миграционной службы может установить квоту в случае массового прибытия иммигрантов в Украину. При этом новая редакция Закона Украины «Об иммиграции» определяет массовое прибытие мигрантов как ситуацию, при которой удельный вес иммигрантов в общей численности населения Украины превышает 10%.

Трудовая миграция: может ли она быть массовой

Если говорить об иностранцах, прибывающих в Украину с целью трудоустройства, то они не могут рассчитывать на получение разрешения на иммиграцию и права постоянного проживания в Украине. Только недавно законодатель разрешил таким лицам обратиться за получением разрешения на иммиграцию после пяти лет законного проживания в Украине.

Трудовые мигранты получают временный вид на жительство на основании разрешения на трудоустройство в Украине, которое для них должен оформить их будущий работодатель. То есть, согласно действующему законодательству, иностранец должен прибыть в Украину с намерением работать на конкретной должности у наперед определенного работодателя.

Разрешение на работу в Украине выдается на срок до двух лет с условием принятия иностранца на определенную работу и выплаты хотя бы минимальной заработной платы и соответствующих налогов. За оформление такого разрешения работодатель платит немалую государственную пошлину. В этом году такой сбор составляет свыше 21 тыс. грн за двухлетнее разрешение на трудоустройство иностранца.

Государственная служба занятости при этом осуществляет контроль над соблюдением условий трудоустройства иностранцев и проверяет, действительно ли им выплачивается заработная плата и удерживаются соответствующие налоги. Такой контроль дисциплинирует работодателей, и если они нарушают эти требования, то их могут ограничить в праве оформлять разрешение на трудоустройство иностранцев сроком на один год.

Работа иностранцев в Украине без разрешения на трудоустройство не предоставляет им права проживать в Украине и получить соответствующий вид на жительство и является проявлением неурегулированной миграции.

Очевидно, что действующий механизм привлечения иностранных работников в Украину не способствует массовому переезду трудовых мигрантов в нашу страну, ведь он непростой и предусматривает ряд условий. Так, иностранец, находясь за границей, должен найти работу либо быть приглашенным на работу в Украину. То есть потенциальный законный трудовой мигрант, как правило, не приезжает в Украину для поиска работы, а уже должен иметь предложение рабочего места при получении визы в Украину и при пересечении государственной границы.

Наличие такой процедуры приводит к тому, что многие трудовые мигранты сейчас работают в Украине без разрешения на работу и, соответственно, без вида на жительство, что не способствует защите прав как иностранцев, так и граждан Украины.

По моему мнению, учитывая заявленные потребности Украины в трудовых мигрантах, вскоре необходимо будет пересмотреть подход к предоставлению разрешения иностранцам работать в Украине. Будет целесообразно предоставлять право квалифицированным иностранцам на трудоустройство в Украине по определенной специальности с дальнейшим самостоятельным поиском работодателя в Украине. Такая модель применяется в странах ЕС и будет способствовать более быстрому удовлетворению потребностей украинских работодателей в рабочей силе.

Читайте также: Иммиграционная политика Украины: «нужно "пересесть из коня в теслу", пока из страны не уехал тот бизнес, который работает до сих пор»

Через пять лет работы можно будет иммигрировать в Украину

Недавние изменения в Закон «Об иммиграции» предусмотрели возможность для иностранца, пять лет непрерывно проживающего в Украине на основании временного вида на жительство, получить разрешение на иммиграцию. Это правило распространяется, в частности, и на иностранных работников.

Для получения права на постоянное проживание в Украине трудовому мигранту необходимо будет доказать, что он проживал в Украине законно, на основании вида на жительство, не выезжал из Украины на срок свыше 180 дней в сумме за год и не выезжал из Украины более чем на 90 дней за одну поездку.

По моему мнению, эта новая норма закона весьма актуальна и будет способствовать законной и урегулированной трудовой миграции в Украину. Ведь перспектива получить право постоянного проживания в Украине через пять лет будет мотивировать иностранцев прибывать в Украину законно и оформлять все документы согласно действующему законодательству.

Кто получит гражданство

Украинское законодательство предусматривает право иностранцев обратиться к нашему государству за принятием в гражданство при условии получения разрешения на иммиграцию в Украину и беспрерывного проживания в Украине на протяжении пяти лет. Последнее требование не распространяется на иностранцев, находящихся в браке с гражданином Украины более двух лет.

Такие иностранцы, кроме соответствия указанным выше критериям, должны сдать экзамен по основам Конституции Украины, истории Украины, а также экзамен на уровень владения украинским языком.

Принятие в гражданство процесс не быстрый, и окончательное решение по нему принимает президент Украины по представлению Комиссии по вопросам гражданства.

Стоит отметить, что за последние пять лет президент не принимал указов о принятии в гражданство Украины (кроме указов в отношении лиц, принятие которых в гражданство Украины представляет государственный интерес для нашей страны). Это создает длинную очередь из лиц, обратившихся за принятием в гражданство Украины на протяжении последних лет, но еще до сих пор ожидающих решения.

Надеюсь на быстрейшее решение этой проблемы, ведь прозрачные и быстрые процедуры иммиграции и принятие в гражданство будут привлекать высококвалифицированные кадры в Украину, чьи усилия точно не будут лишними в ходе послевоенного восстановления Украины.