UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кадровые чистки и люстрация не решают проблемы качества госслужбы - эксперт

Новые люди, попадая в старую нереформированную систему, либо выдавливаются системой, либо постепенно становятся ее неотъемлемой частью.

Украина, как и раньше, не имеет эффективного инструмента управления государством. И, как следствие, продолжает терять свою конкурентоспособность на глобальных рынках. Так, по общему индексу конкурентоспособности Украина в 2019 году заняла 85-е место среди 140 стран (в 2015-м — 76-е). Об этом в статье для ZN.UA пишет эксперт по вопросам государственной службы и государственного управления, экс-член Координационного совета КМУ по вопросам реформы государственного управления и Комиссии по вопросам высшего корпуса государственной службы Сергей Сорока.

По его словам, бедность, экономическая отсталость, коррупция, отсталая система здравоохранения и демографические проблемы в Украине также являются следствиями неэффективной государственной политики и слабых институций.

"Реформаторская необязательность и непоследовательность первой постмайданной власти обусловили так называемую электоральную революцию и приход к власти в Украине команды Зеленского. Кто-то называет это прививкой от некомпетентности, кто-то — реваншем, кто-то — обновлением политической и управленческой элиты. К сожалению, во власти не нашлось реальных стейкхолдеров сферы реформы госслужбы и госуправления, которые сформировали бы адекватный экспертный пул и подхватили реформу, как это произошло с децентрализацией", - отмечает автор.

Однако, по мнению Сороки, можно еще очень долго реформировать систему управления в государстве, переставляя кубики из центра в сторону местного самоуправления и обратно, или оцифровывать и развивать электронное управление, однако без качественного наполнения государственной осевой системы - все блеф.

"Точнее, риск - так и не построить конструкцию, которая держала и корректировала страну в контексте глобальных и внутренних вызовов", - пишет он.

"Основной проблемой украинской госслужбы всегда были чистки чиновников, к которым прибегала каждая новая властная команда, а также постоянное давление политиков на госслужащих. Как следствие — кумовство и коррупция, лишающие государственный аппарат институционной памяти, а страну — эффективных реформ. Каждая новая чистка ухудшала качество и компетентность госслужащих и погружала их в политическую и бизнес-зависимость от нечистоплотных политиков. Но, к сожалению, никакая, даже самая благородная или радикальная постреволюционная люстрация не решает проблему. Новые люди, попадая в старую нереформированную систему, или выдавливаются системой, или постепенно становятся неотъемлемой ее частью, вбирая в себя ее недостатки", - резюмирует Сорока.

Читайте также: "Большая чистка" банковского сектора не привела к сворачиванию фиктивных сделок – эксперт

Сейчас каста высших государственных служащих, которая только начала формироваться, разрушена, деморализована и не защищена от политического произвола. Очередное «лечение» превратилось в разрушение организма, который только начинало «становиться на ноги». Еще больше подробностей о проблемах реформы государственной службы в материале Сергея Сороки «Институты vs революции. Госслужба».