В Украине крупный бизнес привык зарабатывать на государстве. Мы тридцать лет строили кланово-олигархическую модель. Однако государству крайне необходимо продолжать двигаться в избранном до войны направлении: разделить политику и бизнес. Об олигархах, бесполезности реестра и сакральности земли в интервью ZN.UA рассказала глава партии «Слуга народа» Елена Шуляк, с которой поговорила Инна Ведерникова.
«Я напомню, что закон об олигархах был первым и самым сложным шагом к изменению существующей экономической и политической основы страны. После реестра, который должен был заработать в мае, последовали бы и другие шаги. Включая изменения антимонопольного законодательства и подходов к финмониторингу», – заявила Шуляк.
Она не смогла сказать как будет (и будет ли вообще) работать этот закон в условиях военного времени, и имеет ли он сейчас тот смысл, который в него закладывался изначально. По словам главы партии СН, к концу войны у нас естественным путем может вообще не остаться олигархов. Однако точно не по причине национализации или раскулачивания.
«Я уверена, что нам удастся выстроить абсолютно цивилизованную систему координат для сосуществования государства и крупного бизнеса. Однако если быть совсем честными, то у нас и сейчас есть антимонопольное законодательство и институции в этой сфере. Где, к сожалению, всегда присутствовали если не ставленники олигархов, то люди, через которых они защищали свой интерес и влияли на государственные и политические процессы», – отметила Шуляк.
Поэтому, по ее словам, очищая после войны систему госуправления от некомпетентных людей, нужно будет избавляться и от кластера высокоранговых госслужащих, обслуживающих интересы олигархов.
Напомним, Верховная Рада проголосовала за закон, не дожидаясь выводов Венецианской комиссии. В результате тогдашний спикер Дмитрий Разумков и некоторые народные депутаты обратили внимание на ряд юридических коллизий, касающихся как определения понятия олигарх, так и органа, который будет их определять. Несогласованности в законе исправляли в порядке статьи 131 регламента.