В случае принятия изменений в Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы, разработанных Кабинетом министров и уже зарегистрированных в Верховной Раде, привлечь к ответственности командиров российской армии станет гораздо сложнее. Об этом заявил эксперт по международному уголовному праву, кандидат юридических наук, заместитель генерального прокурора Украины в 2019-2021 годах, прокурор АР Крым (2016-2019) Гюндуз Мамедов.
По словам юриста, речь идет о законопроекте №7290 об изменениях в уголовном и уголовном процессуальном законодательстве Украины в части международных преступлений.
"Проанализировав его, хочу обратить внимание на основные угрозы, заложенные в проекте. Фактически законопроект ставит военных командиров за пределами досягаемости правосудия, поскольку исключает их ответственность за действия подчиненных и создает отдельный состав преступления, не связанный с действиями подчиненных. На практике это будет мешать привлечь к ответственности командиров РФ", – отметил он.
С другой стороны, обращает внимание Мамедов, что законопроектом предлагается возложить ответственность на рядовых солдат за преступления, которые, согласно международному праву, являются сферой ответственности военной верхушки. Он подчеркивает необходимость переосмыслить формулировку "преступления агрессии", заложенную в проекте.
"Согласно законопроекту, за преступление агрессии смогут быть привлечены к ответственности рядовые солдаты, не имеющие никакого влияния на принятие решения по агрессии государства. Преступление агрессии - преступление военно-политической верхушки Российской Федерации", - отмечает юрист.
В то же время в законопроекте отсутствуют положения об универсальной юрисдикции, что делает невозможным преследование иностранцев, совершивших международные преступления.
"Призывая другие государства помогать нам в расследовании тяжких преступлений, мы не можем сами не исповедовать эти принципы", - подчеркнул он.
Мамедов также ссылается на мнение коллеги - директора Ukrainian Legal Advisory Group Надежды Волковой, которая отмечает, что на практике законопроект не предоставляет действенных инструментов осуществления эффективного правосудия.
"Инициированные Шмыгалем изменения в Уголовный кодекс только отдалят правосудие", - считает она.
К тому же, Волкова обращает внимание, что, несмотря на девятый год войны на территории Украины, на законодательном уровне все еще продолжаются дискуссии относительно изменений в Уголовный кодекс Украины относительно самых тяжких международных преступлений.
Еще 20 мая 2021 Верховная Рада приняла в целом Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно имплементации норм международного уголовного и гуманитарного права" № 2689.
"7 июня прошлого года закон направили на подпись президенту Зеленскому, однако до сих пор новостей о статусе этого документа нет, несмотря на многочисленные призывы правозащитных организаций подписать этот законопроект, последний раз - после зверств российской армии в Буче", - отмечает она.
"10 месяцев указанный закон лежит без подписи президента на Банковой, в то же время Кабмин внес в парламент другой законопроект №7290, который во многом копирует предыдущий, однако содержит и критические отличия, которые существенно ухудшат осуществление эффективного правосудия по тяжким международным преступлениям в Украине", - отмечает Надежда Волкова.
Ранее экс замгенпрокурора Гюндуз Мамедов сообщал о том, что украинские правоохранители расследуют более 30 тысяч уголовных правонарушений в более чем пяти тысячах производств - это все преступления, связанные с вооруженным конфликтом. По его словам, в них являются фигурантами почти девять с половиной тысяч человек. Из них – сотни российских граждан, в том числе высшее политическое и военное руководство страны-агрессора.
Как наказать страну-агрессора? Кто будет судить высшее руководство РФ за нарушение международного гуманитарного и уголовного права? Будут ли наказаны те, кто принял сторону агрессора и оккупанта? Что делает Украина для того, чтобы наказание стало неотвратимым? Читайте в интервью, которое взяла Татьяна Силина у заместителя генерального прокурора Украины Гюндуза Мамедова.