Верховная Рада приняла проект Избирательного кодекса с открытыми списками в первом чтении, но перспективы окончательного принятия закона кажутся призрачными, пишет в своей статье для ZN.UA Денис Ковриженко, старший советник по юридическим вопросам Международного фонда избирательных систем (IFES).
Как напоминает автор, после избрания нового состава парламента в 2014 году депутаты подписали Коалиционное соглашение, где черным по белому было зафиксировано и обязательство по проведению избирательной реформы, и необходимость провести следующие парламентские выборы по пропорциональной системе с открытыми списками.
Катализатором рассмотрения законопроектов о выборах стали лишь акции в поддержку избирательной реформы под Верховной Радой. Без них ни один из избирательных проектов вряд ли был бы рассмотрен до конца каденции текущего парламента. Сухой остаток результатов рассмотрения: депутаты успешно провалили голосование за новую версию закона о парламентских выборах, но минимально необходимым количеством в 226 голосов приняли в первом чтении один из проектов Избирательного кодекса.
Концептуальные и технические различия в позициях депутатов по проекту кодекса привели к тому, что в течение двух недель после его принятия в ноябре 2017 года к нему было подано около 4000 поправок. Среди них - как чисто технические (изменение отдельных предложений, частей статей), так и такие, что предусматривают кардинальные изменения процедур и избирательных систем для каждых соответствующих выборов.
По оптимистическому сценарию законопроект может быть вынесен на голосование в мае-июне текущего года, и если на текущей сессии он не будет рассмотрен, перспективы его принятия представляются призрачными, потому что следующая парламентская сессия будет упираться в начало кампании по выборам президента в марте следующего года. Да и вряд ли кто-то из депутатов очень хотеть менять правила "избирательной игры" перед ее началом, говорится в материале.
Позиция президента в этой истории сводится к тому, что реформирование избирательного законодательства - это компетенция парламента, на работу которого он якобы влиять не может. "Соответственно, более вероятным видится негативный сценарий развития событий - провальное голосование или же длительное ожидание рассмотрения, как это было уже в истории с трехлетним ожиданием рассмотрения законопроектов о парламентских выборах", - констатирует автор.
Подробнее об Избирательном кодексе с открытыми списками читайте в материале Дениса Ковриженко "Тернистый путь Избирательного кодекса" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".