UA / RU
Поддержать ZN.ua

Иностранцам расширили права на усыновление, а для украинцев - ограничили — эксперт

В Украине все процессы усыновления сосредоточились в руках одного чиновника, который имеет отличные от стремления к благополучию ребенка цели.

В Украине за последний год внесли ряд изменений в порядок усыновления детей, с одной стороны, ограничив право на усыновление для украинцев, и с другой стороны, - расширив права на усыновление для иностранцев. Об этом рассказала в интервью автору ZN.UA Алле Котляр эксперт по защите прав ребенка Людмила Волынец.

По ее словам, в июле прошлого года были приняты изменения в порядок усыновления о том, что все кандидаты-усыновители обязаны пройти обучение, по результатам которого соцработники обязаны выдать рекомендацию относительно возраста, состояния здоровья и количества детей, которых этим людям лучше всего усыновлять. Однако на сегодня ни один регион до сих пор не готов проводить такое обучение, а соцработники не подготовлены к тому, чтобы делать такие выводы.

"Переписать норму из зарубежного законодательства просто. Но ведь ее нужно обеспечить. На основе уже устаревшей программы 2010 года пытаются создать какой-то европейский подход к национальной системе усыновления. Без справки о том, что кандидаты прошли подготовку, служба по делам детей не может передать документы в суд. При этом суд эта справка не интересует, потому что она предусмотрена постановлением Кабмина, а не законом.

Тогда же, в июле 2019-го, был принят приказ Минздрава, вдруг расширивший перечень из 12 диагнозов, разрешавших иностранцам усыновлять детей сразу, до 110. При этом две трети "новых" диагнозов – такие, с которыми детей усыновляют и украинцы. Иначе как стимулированием межгосударственного усыновления я это объяснить не могу.

У меня достаточно высокий уровень доверия к усыновителям иностранцам. Но это - нарушает законодательство, формируя огромные очереди украинцев, которые хотят усыновить ребенка.

То есть в июле 2019-го были созданы две взаимосвязанные вещи. Нормой об обязательном обучении (которое не было организовано) был остановлен процесс национального усыновления. И в это же время другим решением расширили список детей для усыновления иностранцами", - объясняет Волынец.

По словам эксперта, структура Минсоцполитики изменилась. В отдельную структуру, за пределы директората, был выведен отдел усыновления.

"Почему усыновление отделили от всех остальных проблем защиты прав ребенка? Это либо попытка организовать не совсем законный процесс, либо абсолютная профессиональная несостоятельность. И то, и другое для детей критически плохо. Иногда у меня возникает ощущение, что центр управления вопросами усыновления находится не в Минсоцполитики. Порой все выглядит так, что эту компетенцию взял на себя Уполномоченный по правам ребенка... за шестой год работы Николай Кулеба ни разу не предоставил обществу ни одного отчета о том, что он делает. Мне кажется, что наш Уполномоченный слишком радикально отступает от европейского стандарта работы уполномоченных по правам ребенка. Иногда вообще теряя связь со своим мандатом, и больше работая как временный министр некоего министерства. Очень часто функции, которые он на себя возлагает, пересекаются с функциями министра социальной политики. У меня иногда складывается впечатление, что в организации процессов усыновления только Николай Николаевич принимает решения (даже приказы министерств согласовывает), а совсем не тот человек, который в данный момент является министром социальной политики или министром здравоохранения", - добавляет Волынец.

Читайте также: Обнаружена самая массивная черная дыра из известных на данный момент

Подробнее о соблюдении прав ребенка в Украине и реформе деинституализации читайте в интервью Аллы Котляр с экспертом по защите прав ребенка Людмилой Волынец "Президент и дети. Красиво, но нечестно" для читателей ZN.UA.