UA / RU
Поддержать ZN.ua

Гройсман о деолигархизации: идет борьба за то, кто будет олигархом, приближенным к власти

У президента Зеленского были все инструменты для реальной борьбы с монополиями.

У президента Украины Владимира Зеленского есть все рычаги реальной борьбы с монополиями, но начатая им «деолигархизация» – борьба не за то, как изменить экономическую модель, а за то, кто будет олигархом, приближенным к власти, считает бывший премьер-министр Украины, лидер «Украинской стратегии» Владимир Гройсман.

«Зеленский сегодня полностью контролирует государство: антимонопольную систему, правоохранительную, законодательную, исполнительную. И я не думаю, что если бы президент имел реальную стратегию и пошел на реальное включение антимонопольных механизмов и создание равных правил игры для всех, кто-то из представителей большого бизнеса смог отказать ему сесть за стол переговоров. Но когда бизнес видит, что власть играет в одни ворота за команду конкурента, он и ведет себя соответствующе », - отмечает политик в разговоре с редактором отдела политики ZN.UA Инной Ведерниковой.

Возможно, миссия Зеленского только в том и состоит, чтобы ввязавшись даже в игрушечную войну с большим бизнесом, все-таки нанести определенный удар по олигархической системе, предполагает журналистка. Благодаря безрассудной решимости президента-новичка  были закрыты каналы пророссийского политика Виктора Медведчука, а сам он отправлен под домашний арест. Сейчас, так или иначе (а мы написали не один текст о пустом законе об олигархах), но власть направила на Ахметова и Ко «прожектор в 1000 ватт».

Но наш собеседник не согласен:

«Я отрицательно отношусь к явлению олигархии. Монополии могут быть только у государства в сферах, связанных с национальной безопасностью. В той же атомной энергетике, к примеру. Однако сейчас идет борьба не за то, как изменить экономическую модель, а за то, кто будет олигархом, приближенным к власти. И почему никто не направляет прожектор на формирующийся кластер земельных капиталистов?», - говорит Владимир Гройсман.

При этом, считает бывший премьер, государство должно относиться с уважением к тем представителям бизнеса, которые работают прозрачно, создают рабочие места и инвестируют в страну; и установить единые правила для всех: «Не может кто-то сидеть в задней комнате власти (а я этого не исключаю сейчас) и давать рекомендации, как правильно уничтожить конкурентов».

К своим победам на этой ниве Гройсман относит деолигархизацию банковской сферы, а ответственность за появление формулы «Роттердам+», выгодополучателем которой являлся Ринат Ахметов, возлагает на НКРЭКУ.

«Но главное: давайте не будем забывать, что я был коалиционным технократическим премьером и высшая политическая воля – формировать повестку дня – замыкалась не на мне», - резюмирует он.

Читайте также: Выборочная деолигархизация: в Washington Times раскритиковали Зеленского за войну с Ахметовым на фоне нехватки энергозапасов

Как быть с газовым кризисом и олигархами? Откуда брать деньги на следующую зиму и переживем ли мы эту? Почему Порошенко не поддерживал децентрализацию и зачем «слуги народа» хотят уничтожить реформу на финише? Нужны ли закон о президенте и новая Конституция? Как Гройсман справлялся с российскими «кротами» во власти и что думает по поводу предъявленного вчера пятому президенту подозрения в госизмене? Зачем экс-премьер ходил на день рождения к Шустеру, где был Ахметов, и влияет ли это на кошелек его партии? Сложился ли консенсус элит против Зеленского и будут ли досрочные парламентские выборы? Ответы на эти и другие вопросы – в интервью Инны Ведерниковой с Владимиром Гройсманом «Мы только на старте кризиса» в ZN.UA.