Поддерживая принцип невмешательства органов исполнительной власти в текущую деятельность органов местного самоуправления, в утверждение ими внутренней структуры, местных бюджетов, стратегий развития, представителям отдельных органов местного самоуправления надо также воздерживаться от нелогичного желания диктовать исполнительной власти, как ей организовать деятельность своих территориальных органов и в пределах каких районов, считает заместитель министра развития громад и территорий Украины Вячеслав Негода.
"Подчеркиваю: территориальное деление государства на новые районы происходит под новую, более эффективную систему исполнительной власти, а не для организации местного самоуправления, которое должно развиваться в громадах", - отмечает он в материале для ZN.UA.
По словам Негоды, для общественного консенсуса было сделано все возможное. Проекты решений по районам разрабатывались и согласовывались не только с участием областных администраций, но и с привлечением всеукраинских ассоциаций, областных и многих районных рад, городских голов. Да, их мнение важное, но не может быть решающим хотя бы с учетом того, что даже у ассоциаций были и есть диаметрально противоположные позиции, добавляет автор.
Не бывает реформ, которым не оказывают сопротивление, отмечает замминистра. "Все масштабные изменения в государственном строительстве направлены на трансформацию неэффективных властных систем с большим количеством чиновников, которые срослись с этими системами, которым там достаточно комфортно, точка зрения или позиция которых иногда не выходит за пределы собственного рабочего кресла. Сегодня это сопротивление, хотя и замаскированное, довольно заметно со стороны не только части райрад, но и части райгосадминистраций, представителей других органов власти районного уровня и отдельных громад. Они поднимают громкий крик и "оплакивают" ликвидацию "своих" районов или борются за право быть райцентром", - подчеркивает Негода.
По мнению автора, причиной такого поведения является подготовка к местным выборам. Среди "защитников" нынешних районов есть часть местных политиков и партий, начавших избирательный марафон на местные выборы. Предлагать идеи развития - сверхтяжелая тема, а вот защита района, да еще и со столетней историей, подается как некий местный патриотизм, объясняет он.
"Конечно, у каждого свои интересы, но все они позиционируют себя как защитников интересов жителей района, которые «будут страдать», если райцентр окажется в другом месте, а не у них. В действительности никакой трагедии не будет. Новые районы образуются для организации системы исполнительной власти, а это — местные администрации, полиция, фискальные органы, госзем, госстат и другие, а также прокуратуры, судов. Неблагодарное дело — объяснять таким оппонентам или "диванным экспертам", что жители района живут не в районах, а в селах, поселках, городах, и почти все (!) административные и коммунальные услуги должны и будут предоставляться в громадах, в частности в ЦПАУ. Для них это не аргумент. Им нужен свой район", - говорит Негода.
Почему Украине следует распрощаться с советчиной в вопросах территориального деления и чем грозит неутверждение новых районов Верховной Радой, читайте в статье Вячеслава Негоды "За шаг до будущего".