Согласно плану государственного бюджета на 2023 год, политические парламентские партии могут получить 366,2 миллиона гривень. Как отмечают в ОО «Рух Чесно», если эта статья расходов будет утверждена без изменений, расходы на партийную поддержку станут одними из самых низких с 2016 года, когда было введено госфинансирование.
Аналитики подсчитали, что в гривневом эквиваленте расходы на финансирование партий были меньше только в 2020 году (284 млн грн). Однако в долларовом эквиваленте запланированное финансирование партий рекордно низкое и составляет от 7,3 млн до 9,3 млн долларов — в зависимости от того, какой курс применяется при расчетах (50 и 40 гривень за доллар соответственно).
При этом аналитики указывают, что хотя и уменьшение расходов по этой статье, учитывая войну в стране, выглядит логичным, однако Минфин при расчете объемов государственного финансирования партий на 2023 год применил формулу, отличную от предусмотренной законом.
«Действующая формула в законе "О политических партиях в Украине" выглядит так: 1% от размера минимальной заработной платы умножается на количество избирателей, участвовавших в голосовании на последних парламентских выборах (14 759 548). При составлении проекта госбюджета на 2023 год в качестве расчетной величины использовали не минимальную заработную плату (6500 грн), а размер прожиточного минимума (2481 грн). Именно поэтому общий объем государственного финансирования, заложенный в проекте госбюджета, составляет не 959,4 млн., а 366,2 млн.», - отмечают в общественной организации.
При этом фактические расходы на финансирование партий в 2023 году будут ниже заложенных в проекте госбюджета. К примеру, «Оппозиционная платформа — за жизнь» не получит средств, ведь ее деятельность запрещена судом. Таким образом, почти 55 млн. гривень, предусмотренных на финансирование ОПЗЖ, останется в бюджете.
Под вопросом и финансирование «Голоса», ведущего борьбу за государственные дотации с 2020 года, когда НАПК заявило о нарушении в финотчетности партии и приняло решение об остановке государственного финансирования.
При этом выплата средств "Слуге народа", "Европейской солидарности" и "Батькивщине" на практике будет зависеть от наличия этих средств в бюджете, а также от приоритетов правительства. Хотя, несмотря на все, в 2022 году партии получили госфинансирование за первые три квартала почти в полном объеме, хотя и с определенными задержками. Средства за 2-й квартал поступили на партийные счета в июле (вместо апреля), а за 3-й квартал – в сентябре (вместо июля).
Напомним, политические партии получают государственное финансирование с 2016 года. Предоставление партиям госфинансирования является составной частью реформы политических финансов, которая предусматривает, в частности, введение ежеквартальной отчетности партий о поступлениях и расходах, установление требований по частному финансированию (запрет на финансирование анонимными лицами, иностранцами) и т.д.
Однако в 2020 году парламент поставил эту реформу на паузу и разрешил политическим партиям не представлять финансовые отчеты вплоть до завершения карантина, который последний раз продлили до конца года. В этой связи ни контролирующие органы, ни общественность не имеют доступа к информации о том, как партии распоряжаются государственным финансированием.