UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГПУ в новом законе пыталась сохранить за собой максимум полномочий

Нормы закона о прокуратуре вступят в силу через полгода после принятия, хотя ГПУ настаивала на отсрочке в год.

Текст Закона "О прокуратуре", принятый 14 октября 316 голосами, неоднократно корректировался под давлением Генеральной прокуратуры. Кстати, мало кто помнит, что внес данный законопроект… Виктор Янукович 5 ноября прошлого года. И вскоре был одобрен в первом чтении.

Однако интенсивная работа над документом началась уж при новой власти. Еще летом из законопроекта по настоянию ГПУ были изъят целый ряд норм, в частности, положения о:

- проведении конкурса на должность Генерального прокурора;

- легализации механизма провоцирования взятки сотрудникам прокуратуры;

- обязательном тестировании на детекторе лжи;

- отмене так называемых классных чинов;

- ограничении количества прокуроров.

После того, как ГПУ выразила решительное несогласие с нововведениями, 25 июня года состоялся круглый стол, инициаторами которого выступили комитет ВР по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности и офис Совета Европы, по итогам которого было принято решение пойти навстречу пожеланиям "прокурорских".

Стоит отметит, что ликвидировать институт классных чинов в органах прокуратуры настоятельно рекомендовали эксперты Совета Европы, считающие подобную практику признаком военизированной структуры, что противоречит демократическим традициям. Кроме того, согласно европейской практике разумным считается соотношение 10 прокуроров/ 100 000 населения. В то время как в Украине эта пропорция, по оценкам специалистов, иная - 46-47 прокуроров /100 000 населения. Европейскую формулу пытались внедрить и в Украине, однако после вмешательства ГПУ от этой идеи отказались, и численность прокуроров в государстве законом регулироваться не будет.

Позже по инициативе ГПУ были откорректированы еще два положения будущего закона. Проектом предполагалось четкое законодательное размежевание полномочий Генеральной, региональных и местных прокуратур, однако ГПУ настояло, что этот вопрос должен регулировать Генеральный прокурор своим приказом.

В Генпрокуратуре также высказались категорически против еще одной новеллы, предусматривающей, что каждое распоряжение вышестоящего сотрудника прокуратуры нижестоящему должно отдаваться исключительно в письменной форме. В итоге в окончательной версии документа появилось компромиссная версия: прокурор, получивший приказ либо указание в устной форме вправе потребовать письменного подтверждения приказа (указания).

Накануне второго чтения законопроекта ГПУ пожелала существенного расширения полномочий прокуратуры в связи с правом представлять интересы граждан в суде. А также пожелала ограничить влияние двух, предусмотренных законом органов, - Рады прокуроров и квалификационно-дисциплинарной комиссии. Первая структура - высший орган прокурорского самоуправления на период между всеукраинскими конференциями сотрудников прокуратуры. Вторая - коллегиальный орган, определяющий уровень профессиональной подготовки кандидатов на должности прокуроров и рассматривающий вопросы о дисциплинарной ответственности, переводе и увольнении прокуроров с должности.

ГПУ, не желающая усиления внешнего контроля, настаивала на том, чтобы КДК имела статус совещательного органа, а решения РП не носили обязательного характера. Однако позиция прокуратуры должного понимания ни у большинства членов профильного комитета, ни у большинства депутатского корпуса не встретили. Что касается полномочий прокуратуры в судебном процессе, то в рамках представления интересов граждан, они были расширены, однако (как утверждают эксперты) не так масштабно, как того желала ГПУ.

Возник конфликт и по поводу введения закона в действие. Комитет предлагал, чтобы закон обрел юридическую силу через 3 месяца после его принятия, ГПУ настаивал на годе. Компромиссом стала узаконенная отсрочка на полгода. Именно столько понадобится для "имплементации" принятых новшеств.

Напомним, 14 октября Верховная Рада приняла "Закон о прокуратуре". Документом определяются правовые основы организации и деятельности прокуратуры Украины, прокурорского самоуправления, систему прокуратуры, статус прокуроров.