UA / RU
Поддержать ZN.ua

Фейк-парад суверенитетов был выгоден России – эксперт

Такие действия вполне вписываются в общую стратегию Кремля - создание образа Украины как несостоявшегося государственного образования, стимуляции "управляемого хаоса".

В начале лета в повестке дня ряда областных рад появилось неприметное, на первый взгляд, обращение к Кабинету министров Украины с требованием установить договорные отношения между правительством и этими самыми областными радами.

Среди множества вопросов, вынесенных на очередные сессии областных рад, легко было упустить из виду очередное обращение к правительству, списав это на недосмотр или юридическую безграмотность аппарата рад. Инициаторами таких обращений были депутаты от "Батьківщини", и их благородный мотив "заставить центр считаться с регионами в контексте децентрализации власти" поддержали коллеги, представляющие едва ли не всю палитру политического поля. Что бросилось в глаза, так это синхронность рассмотрения указанных вопросов на сессиях областных рад и оперативная реакция российских СМИ на эти решения: регионы Украины требуют автономии! Причем не только на Востоке, но и на Западе Украины - в логове "бандеровцев". Ведь по сути договора между центральным правительством и регионами предшествуют оформлению федеративного устройства. Что является чуть ли не главным требованием России и противоречит конституционно закрепленному принципу унитарности Украины.

О том какие выводы следует сделать Украине после этих событий, рассказал эксперт по вопросам местного самоуправления, экс-народный депутат Юрий Ганущак в своей статье "Фейк-парад суверенитетов" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".

Досадно, но такие действия вполне вписываются в общую стратегию Кремля - создание образа Украины как несостоявшегося государственного образования, стимуляции "управляемого хаоса". Тактика же заключается в размывании статуса каждого из уровней власти в административно-территориальном устройстве. На базовом уровне еще во времена Майдана был запущен вирус "регистраторов территориальных громад". Суть учения этой чуть ли не религиозной секты состоит в произвольном трактовании Конституции и законов. Так, статья 140, на которую ссылаются "сектанты", никогда не цитируется ими до конца. А в ней право территориальной громады решать вопрос непосредственно или через органы местного самоуправления определяется именно на основании законов, а не на основании изданного свидетельства о регистрации общественной организации "Территориальная громада". Поскольку же, по их мнению, органы власти не зарегистрированы в порядке, определенном для регистрации предприятий и других субъектов хозяйствования, то они нелегитимны. Нелегитимны городская рада, полиция, суды, налоговая инспекция. И только "территориальная громада" имеет право на собственность на территории города, потому надо выделить долю этой собственности в натуре всем, кто записался в эту "громаду". Вопреки всей маниакальности этих тезисов, апологеты "территориальных громад" сумели взбудоражить многих юридически безграмотных, но социально активных граждан.

Еще один урок, который нужно вынести из этой истории, - недостаточная работа аналитических структур безопасности, которые должны были предвидеть появление информационных и психологически-ментальных вирусов, запущенных российскими спецслужбами, и еще в зародыше их обезвредить. Да и работа правоохранительных органов вызывает нарекания.

Следующее неприятное наблюдение - политикум серьезно болен: ряд политических сил для достижения своих целей готов перейти черту между сугубо политической деятельностью и подрывом основ конституционного порядка в Украине. И к этому нужно быть готовыми государственным структурам. Ведь на Востоке все тоже начиналось с призывов "услышать Донбасс". Причем события могут развиваться очень стремительно. Объектами манипуляций могут быть не только и не столько жители русскоязычного Юга и Востока, но и привычные к скептическому отношению к власти "западенцы". Поэтому очень актуальным становится принятие законодательства в части государственного контроля над деятельностью органов местного самоуправления.

Читайте также: Фискальная децентрализация по-европейски – как выстроить диалог между центральной и местной властью?

Есть надежда, что могут быть приняты изменения в Основной Закон в части децентрализации власти. Даже с демонизированным 18-м пунктом Переходных положений. Ведь, объективно говоря, контроль над деятельностью органов местного самоуправления на территории, зараженной сепаратизмом, должен быть намного более жестким, чем в других регионах Украины. И именно это является особенностью осуществления местного самоуправления в ОРДЛО. Что и необходимо легитимировать в Конституции. В конце концов, президент может использовать свой последний аргумент - референдум, на который может быть вынесен вопрос, поддерживают ли граждане Украины согласование актов местного самоуправления в некоторых районах Донецкой и Луганской области (на период до урегулирования там социально-политической ситуации) с представителями государства (в будущем - префектами).

"Здравый смысл украинцев, который всегда помогал им оставаться самобытной нацией, и в этот раз подскажет правильный ответ на поставленный вопрос. И тогда, опираясь на волеизъявление украинского народа, парламент с облегчением проголосует за конституционные изменения", - резюмировал эксперт.