Решение Центральной избирательной комиссии не объявлять местные выборы в 18 объединенных территориальных громадах вблизи линии разграничения в Донецкой и Луганской областях является правильным, считает старший эксперт Украинского института будущего Андреас Умланд. В своей статье для ZN.UA он перечислил причины, по которым проведение местных выборов в прифронтовых районах является несвоевременным.
Эксперт напомнил, что с 2015 года в прифронтовых районах местное самоуправление не функционирует, ими руководят военно-гражданские администрации (ВГА). Глав ВГА назначает президент, а подчиняются они командующем Объединенными силами.
«В мирных условиях местные и региональные выборы в октябре 2020 года предоставили бы хорошую возможность заменить все ВГА надлежащим образом избранными радами, старостами и мэрами — тем более с их расширенными прерогативами в рамках вновь созданных ОТГ. Однако проведение таких выборов в прифронтовой зоне в настоящее время представляется преждевременным, по крайней мере, по трем причинам», - отмечает автор.
Во-первых, проведение полноценных демократических выборов в этих населенных пунктах технически затруднено. Многие жители временно покинули свои дома и переехали в другие части Украины из-за страха или отчаяния. Физическая, социальная и человеческая инфраструктура прифронтовых районов глубоко отмечена войной. Эти и другие особые обстоятельства делают проведение нормальных избирательных кампаний и легитимных процессов голосования проблематичным.
Во-вторых, регионы и населенные пункты, находящиеся в настоящее время в ведении ВГА, являются особыми целями российских инфильтрационных и манипуляционных операций. В информационном пространстве доминируют телеканалы РФ и боевиков ОРДЛО. Если Москве удается вмешиваться в процессы голосования в США, Великобритании или Франции, она, несомненно, сможет и захочет попробовать то же самое в селах и городах, расположенных всего в нескольких километрах от ее марионеточных режимов и их вооруженных формирований.
В-третьих, основной вопрос после проведения местных выборов заключался бы в том, чем на самом деле будут заниматься вновь избранные органы самоуправления. С весны 2014 года его ключевые задачи – сбор и распределение налогов и других доходовгромад, а также привлечение отечественных и иностранных инвестиций стали маргинальными. Обычная экономическая, социальная, культурная и политическая жизнь в прифронтовых районах была и остается в значительной мере невозможной. Преобладающими управленческими вызовами вдоль линии соприкосновения — от Станицы Луганской на севере до Мариуполя на юге — являются вопросы безопасности и обороны. Многие из прифронтовых районов имеют контрольно-пропускные пункты, от функционирования которых частично зависит местная экономическая и социальная жизнь. Местные руководители в прифронтовых населенных пунктах сосредоточены на том, как лучше всего использовать скудные субсидии, предоставляемые центральным правительством, для решения инфраструктурных проблем: снабжения электричеством, водой, теплом и медикаментами, организации ухода за детьми, пенсионерами или больными, ремонта поврежденных жилых домов и общественных зданий.
«Вместо того чтобы проводить рискованные выборы в местные органы власти в зоне действия ООС, Украина, видимо, будет сохранять ВГА столь долго, сколько это необходимо», - резюмирует эксперт.
Подробнее о перспективах местных выборов в Донецкой и Луганской областях, а также о необходимости реформирования военно-гражданских администраций читайте в статье Андреаса Умланда «Не время» в ZN.UA.