UA / RU
Поддержать ZN.ua

Экс-судья КСУ предлагает исключить из текста Конституции положения о президенте как "гаранте"

Такое определение президента может служить обоснованием утверждений о его каких-то скрытых, латентных, подразумеваемых или иных подобных полномочиях, которые не прописаны в Конституции.

В Конституцию надо внести изменения, которые бы исключили из ее текста положения о президенте как о гаранте, говорится в статье члена-корреспондента НАН Украины, судьи Конституционного Суда Украины в отставке Владимира Шаповала для ZN.UA.

По его словам, это будет способствовать избавлению от постсоветского наследия, в условиях нашей страны несущего угрозы для демократического развития.

"Как паллиатив можно пробовать установить, что определение президента гарантом указывает на его функции, которые осуществляются только путем реализации его полномочий, установленных в Конституции. Так, функция гаранта соблюдения Конституции осуществляется через реализацию права вето, права обращаться в Конституционный суд, обязанности назначить референдум по вопросу внесения изменений в некоторые разделы Конституции и другие. Но почему-то слабо верится в надежность такого паллиатива", - говорится в статье.

По его словам, в тех странах, где президент в конституции определен, в частности, гарантом, такое определение служит обоснованием утверждений о его каких-то скрытых, латентных, подразумеваемых или иных подобных полномочиях.

Читайте также: КСУ начал "письменные слушания" по доработанному законопроекту об изменениях в Конституцию

"Такие оценки предлагали также украинские политики и юристы, мелькали они и в актах Конституционного суда. Их смысл в том, что признаются полномочия президента, которые не прописаны в конституции, но якобы проистекают из его определения как гаранта. Отечественные комментаторы эти фактически выдуманные полномочия президента нередко связывают и с экстремальными условиями. Например, с подобными существующим у нас последние два года", - отмечает Шаповал.

"Тем самым обосновываются действия президента вне пределов его прямо установленных полномочий. Однако такие действия по существу отрицают идеологию конституционализма, предполагающую, как минимум, ограничение власти путем установления в конституции ее четких параметров, а также неукоснительного соблюдения этих параметров. Более того, выдумывание полномочий президента означает игнорирование конституции и мостит путь к диктатуре", - пишет судья КСУ в отставке.

"Добавлю, что согласно нашей Конституции полномочия отечественного президента установлены исключительно в самой Конституции, на что неоднократно указывал Конституционный суд даже в его "лучшие годы". А это означает, что эти полномочия не могут устанавливаться законами или, в режиме своеобразного самообеспечения, актами самого президента", - отмечает Шаповал.

Напомним, ранее Шаповал писал, что в содержании Основного Закона есть предписания о том, что во-первых, президент - гарант соблюдения Конституции, во-вторых, роль президента как гаранта определяется путем толкования Конституции, осуществляемого и самим президентом как гарантом ее соблюдения. В реализацию фактически неконституционных полномочий президента осуществлялись и осуществляются, в частности, назначения и увольнения руководителей так называемых регуляторов - государственных органов, призванных действовать в разных сегментах экономики.

Подробнее о полномочиях президента читайте в статье Владимира Шаповала "Не сотвори себе… гаранта" в свежем выпуске еженедельника "Зеркало недели. Украина".