Проект журналистских расследований «Схемы» уличил ряд народных депутатов в том, что они направляют запросы в государственные органы в личных интересах. В частности, парламентарии интересуются расследованием уголовных дел в их отношении, информацией о своих конкурентах по бизнесу, лоббируют закупки товаров своих предприятий, а также просят разрешить перелеты членам семей своих бизнес-партнеров, передает «Радио Свобода».
Депутат от «Слуги народа» Артем Негаевский через четыре дня после принятия присяги направил запрос на имя министра внутренних дел Арсена Авакова с просьбой принять меры «полицейского реагирования» относительно преступления против депутата. На следующий день Негаевский направил в МВД еще один запрос относительного другого дела, открытого по его заявлению.
Его коллега по фракции Александр Сова направил депутатский запрос в Государственную налоговую службу через две недели после получения мандата. Его интересовала информация о предпринимателях, которые занимаются производством и продажей ювелирных изделий. Как выяснили «Схемы», депутат и его брат являются владельцами ювелирного бизнеса.
В июле этого года «слуга» Дмитрий Холодов, табачному бизнесу которого «Схемы» посвятили отдельное расследование, просил руководство ГФС разрешить его помощнику присутствовать при уничтожении 3,5 тысяч ящиков конфискованных сигарет. В другом обращении к тогдашнему министру финансов Игорю Уманскому депутат раскритиковал законопроект своих коллег, который усложнил бы работу теневого табачного бизнеса.
Члена фракции пророссийской «Оппозиционной платформы – За жизнь» Григорий Мамка в июне направил запрос в Государственную фискальную службу, чтобы выяснить, проводятся ли в отношении него самого и его шести помощников негласные следственные действия, а также внесены ли какие-либо ведомости в ЕРДР.
В апреле мэр Киева Виталий Кличко получил письмо от народного депутата Александра Гереги из группы «За майбутнє» предложением купить медицинские принадлежности в сети магазинов «Эпицентр», которая принадлежит семье парламентария. Письмо было напечатано на депутатском бланке.
Николай Княжицкий из фракции «Европейской Солидарности» в июне этого года обращался к МВД, МИД, ГПСУ и Госавиаслужбе с просьбой согласовать частный рейс для членов семьи бизнесмена Константина Жеваго.
Внефракционный депутат Дмитрий Шпенов просил главу Налоговой инициировать отсрочку повышения ставок рентной платы на добычу железной руды для всей отрасли. В запросе он упоминал Ингулецкий и Пивденный горно-обогатительные комбинаты, бенефециарным владельцем которых является олигарх Ринат Ахметов.
В это же ведомство обращался «слуга» Сергей Ионушас. Сперва депутат поинтересовался, не зарегистрированы ли на него какие-либо судна. А затем попросил выдать документы на его прогулочное судно, так как его собственный комплект «не сохранился».
Член фракции «ОПЗЖ» Михаил Папиев направлял запрос в Госавиаслужбу, интересуясь, зарегистрированы ли на него и его жену самолеты.
Украинское законодательство ограничивает депутатов в праве использовать свои полномочия в частных интересах. Однако после скандального решения Конституционного суда об отмене положений антикоррупционной реформы, Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции не сможет проверить действия парламентариев на факт наличия конфликта интересов, отмечают авторы расследования.