По информации источников ZN.UA в Офисе генпрокурора, спринтерский заход и выход из СИЗО мэра Одессы Геннадия Труханова — это лишь начало процесса отстранения его от должности. Свобода за 13 млн грн залога, внесенного соратником по партии, «с которых уплачены все налоги» — не индульгенция для «продолжения паразитирования на городе и его бюджете».
Однако дело не в сговоре, в который, по предположению ряда наблюдателей, якобы вступили прокуроры САП и Банковая, чтобы наконец-то позволить мэру Одессы составить компанию своим предприимчивым замам и бизнес-партнерам Кауфману и Грановскому. Просто, кто сказал, что офис президента не преминет воспользоваться результатами расследования НАБУ дела завода «Краян»? Чтобы после того, как суд выведет Труханова из игры, отдать обезглавленные Одессу и регион в кормление одной из своих групп влияния?
Но давайте по порядку.
Почему Труханова арестовали сейчас, а не два с половиной года назад?
Это первый вопрос, который задают мэры, усматривая в деле коллеги не столько криминальный, сколько политический след. И знаете, после того как Банковая без стеснения снесла мэра Чернигова Владислава Атрошенко, а теперь руками глав городской и областной военных администраций (кстати, глава Черниговской ОВА Вячеслав Чаус давеча возглавил областную ячейку «Слуги народа») ломает черниговскую раду, опасения местных властей можно понять.
Но только отчасти. Потому что трухановская бюджетная афера с заводом «Краян» — это не личная, вывезенная из страны, «Тесла» Атрошенко. Даже если здания завода не ушли в частные руки, а остались в собственности одесской громады и там открыт Центр предоставления административных услуг. «Одесский ЦНАП признан одной из лучших практик в Украине, где работают и получают зарплату 720 человек. Нас возили туда со всей страны показывать. Ну, ребята, конкретно по этому делу НАБУ ударило в штангу», — убежден мой собеседник, мэр одного из областных центров.
Не факт. Напомним, что здание, некогда входившее в комплекс ГП «Завод «Краян», осталось в собственности громады на условиях буквально «золотой» сделки, пролоббированной лично мэром. В конце 2016 года Одесская городская рада достала из карманов одесситов 185 млн грн и отдала их частной структуре, которая — внимание! — в начале 2016 года сама приобрела этот комплекс на аукционе, организованном государственным ликвидатором, за 11,5 млн грн. По версии НАБУ, городская рада в сговоре с предпринимателями защищала цену и затем собиралась легализовать средства. При этом, как установила экспертиза, фактическая стоимость здания могла составлять от 34 до 92 млн, но никак не 185 млн грн. И не 11,5 млн грн, за которые подставная фирма выкупила его у государства. Все подробности схемы здесь.
Публично по сути дела коллеги Труханова — мэры — ничего не комментируют. Все-таки слишком токсичный кейс, учитывая стоящие рядом с героем фамилии Галантерник, Кауфман и Грановский. Для волны хейта в сетях Виталию Кличко хватило заявления в суде о том, что он как глава Ассоциации городов Украины готов взять Труханова на поруки. Вывод возмущенной общественности оказался ожидаемым: «Кличко поддерживает Труханова, потому что боится, что станет следующим». Возможно. Но только потому, что у нашего героически справляющегося с вызовами войны местного самоуправления есть и обратная сторона, которой предметно занимается НАБУ. О количестве схем, которые работают по всей стране, но были наглядно вскрыты в Одессе, подробно рассказал в интервью ZN.UA главный детектив НАБУ Андрей Калужинский.
Поэтому, чтобы ответить на вопрос, почему ВАКС реально дотянулся до Труханова только сейчас, стоит вспомнить буквально одну деталь из предыстории. С октября 2018 года дело завода «Краян» рассматривал Малиновский районный суд Одессы. В июле 2019 года он, разумеется, Труханова оправдал, но прокуроры САП подали апелляционную жалобу. 11 февраля 2021 года Апелляционная палата ВАКС отменила оправдательный приговор и направила дело на рассмотрение в Высший антикоррупционный суд. И вот уже почти 2,5 года(!) адвокаты Труханова не дают провести даже подготовительное заседание, чтобы назначить дело к рассмотрению. Бесконечные неявки, как самого обвиняемого, «который сам себя отправляет в важные командировки», так и его адвокатов полностью заблокировали судебный процесс.
«Конечно, мы видим эту проблему, и не только в деле Труханова, — комментирует ситуацию наш источник в ВАКС. — Есть достаточно производств, которые вот так же затягиваются годами. На фоне пассивности парламента, не готового законодательно урегулировать вопрос, судьи и прокуроры начали занимать более активную позицию. Ведь если подсудимый имеет меру пресечения, которая вообще не причиняет ему никакого дискомфорта, если он сознательно и без последствий для него нарушает эту меру пресечения, то, очевидно, нужно выбирать другую. А Труханов неоднократно нарушал обязательства, которые на основании УПК на него накладывает суд. Чем практически сделал невозможным проведение судебного рассмотрения на протяжении двух с половиной лет».
Почему Одесса и регион оказались без власти?
Одесса во время войны стала одним из логистически удобнейших мест коммуникации для международных встреч представителей центральной власти. Кишиневский аэропорт принимает борта со всего мира, а оттуда до Одессы пять часов машиной. Это не из Варшавы «тянуться» до Киева. В городе открыто представительство МИД, все переговоры по зерновому коридору проходят в Одессе. И это, не говоря о военном и стратегическом значении города и всего региона для Украины.
При этом — теперь снова внимание! — два месяца в области нет губернатора (обязанности исполняет первый зам. экс-начальника ОВА Максима Марченко, два зама которого были задержаны за коррупцию), три месяца нет прокурора области, три месяца — руководителя ГСНС области, и месяц — начальника полиции: везде рулят и.о.
Это что? Наплевательское отношение к региону? Некомпетентность центра? Или невозможность разобраться между «одесскими» и «николаевскими» (генпрокурор Андрей Костин — из Одессы, глава фракции СН Давид Арахамия — из Николаева), претендующими на то, чтобы «кушать» Одессу?
Как вообще возможно, что в таком важном регионе во время войны практически нет власти? Конечно, в Одессе — городе богатом на комбинации — власть номинальная всегда тесно переплеталась с теневой. Но в настоящий момент «подкошены» и теневая (Галантерник, Кауфман, Грановский) и официальная власти. Регион — бесхозный.
Товарищи на Банковой либо дико безответственны (чего мы совершенно не исключаем), либо действительно не могут внутри себя решить, кому «отписать» Одессу. Ведь тот, кто станет смотрящим, тот и заполнит все эти вакансии своими людьми?
Кто будет руководить городом, если суд отстранит Труханова от должности?
В субботу мэр Одессы Геннадий Труханов вышел из СИЗО под залог в 13 млн грн. Теперь вопрос: будет ли САП ходатайствовать о его отстранении от должности по ст.ст. 154–158 УПК? Как утверждают наши источники в Специализированной антикоррупционной прокуратуре, такой вариант не исключен. Его обдумывали и ранее, но не торопились реализовывать в связи с возможными обвинениями в политизации и войной. Но теперь все решит апелляция. Защита Труханова уже заявила, что обжалует меру пресечения. САП, похоже, тоже обжалует, потребовав еще больший залог. «И после решения апелляции по мере пресечения, отстранение может быть одним из вариантов», — говорит источник.
По срокам. Рассмотрение апелляции начнется не раньше, чем через неделю. Сколько будет продолжаться, трудно сказать — бывает по-разному. Основание для последующего отстранения есть, ведь именно должность мэра способствовала совершению преступления и преступная деятельность может продолжаться. Схема Грановского/Кауфмана тому подтверждение. Хотя в их деле самого Труханова пока нет, только его заместители. Согласно УПК, отстранение от должности мэра возможно на два месяца с последующим продлением на основании решения суда.
«Но залог внесен, мэр на свободе и должен продолжать работать! — реагирует на информацию мой собеседник-мэр. — Иначе он легко выиграет дело о его незаконном отстранении в Европейском суде. И это будет большой минус нашим антикоррупционным органам. Мы хотим верховенства права, как в Европе и Америке? Тогда не стоит добиваться справедливости несправедливым путем».
Ок. Зафиксировали. Но дальше еще один сложный вопрос: кто должен/будет управлять городом в случае, если Труханова все-таки отстранят? «Даже если суд удовлетворит условное ходатайство прокуроров САП, в Одессе есть сформированный исполком, есть замы плюс рабочая местная рада. И нет никаких оснований вводить военную администрацию, на что, конечно, будет претендовать офис президента», — добавил мэр.
Перед поездкой на заседание Высшего антикоррупционного суда, где его взяли под стражу, Труханов подписал распоряжение, что исполнять обязанности городского головы Одессы на период его отсутствия будет «строительный» вице-мэр Александр Филатов. Пока первый зам Сергей Тетюхин находится в отпуске. (А еще три бывших зама — Михаил Кучук, Олег Брындак и Светлана Бедрега — проходят по делу Кауфмана/Грановского. Всех троих НАБУ подозревает в участии в преступной организации и использовании служебного положения). Но в случае отстранения вариант с замом — нерабочий.
Потому что, согласно ч. 3 ст. 50 закона «О местном самоуправлении в Украине», в случае, предусмотренном ч. 1 ст. 42, полномочия сельского, поселкового, городского головы осуществляет секретарь рады. О дееспособности такого варианта свидетельствует опыт нынешнего мэра Харькова Игоря Терехова, когда он исполнял обязанности умершего мэра Геннадия Кернеса. Хотя в случае с Одессой такой компромиссной фигурой вряд ли станет занимающий пост секретаря экс-ректор Одесского национального университета им. Мечникова Игорь Коваль. Хоть он и прошел по списку «Слуги народа».
Поэтому, в связи с действующим военным положением, Банковая вполне законно (ч. 2. ст. 4 закона о правовом режиме военного положения) может воспользоваться ситуацией, чтобы ввести в Одессе военную администрацию. Что, собственно, нам и подтвердили источники в офисе президента: «если суд отстранит Труханова от должности, офис пойдет на ВА».
Вот тут, пожалуй, стоит привести цитату одного местного депутата, опубликованную на сайте «Думская»: «Мы устроим кипиш — мало не покажется. Никаких оснований вводить военную администрацию в городе нет. У нас нормально работающая городская рада, есть утвержденные вице-мэры. Да и военная обстановка нормальная. Одесса — глубокий тыл, который разве что иногда слегка обстреливают. Слушайте, в Харькове, который совсем рядом с линией фронта, который пытаются стереть с лица земли, есть нормальный мэр и горрада. Никакой военной администрации там не создали. Какой смысл делать это в Одессе?».
…Итак, во-первых, очевидно, что кейс Труханова станет важным маркером состоятельности антикоррупционного блока, который как бы и кто ни хотел прикрутить к Банковой, пока еще работает самостоятельно. И даже после захода в НАБУ мутноватого Семена Кривоноса (который начал масштабную реорганизацию Бюро с еще не прояснившимися последствиями), мы можем однозначно утверждать, что вскрытие одесского нарыва — заслуга и ответственность команды старой конфигурации.
Во-вторых, можно констатировать, что представители местного самоуправления абсолютно не готовы и не умеют публично коммуницировать проблему коррупции в своих рядах. И речь не только об Одессе. До сих пор мэры жили в парадигме короткого силового поводка, который каждая очередная власть на Банковой натягивала, когда ей это было выгодно. Обычно накануне выборов. Но и мэрам было удобно драпировать свои схемы политическим заказом. НАБУ поломало эту привычную игру. Поэтому местному самоуправлению рано или поздно придется запараллелить процессы, с одной стороны, продолжая отражать авторитарные атаки Банковой, с другой — пройти самоочищение. Если не на выборах (Труханов избирался трижды!), то с прикладной помощью НАБУ, САП и ВАКС. Даже во время войны и в условиях действий центральной власти, имеющей свои виды на Одессу.
Во-третьих, центральной власти в сложившейся ситуации стоит думать не о том, кому из своих «отписать» Одессу, а о том, как удержать стратегический регион во время войны. Такая кадровая политика сегодня — недопустима! И какой бы сценарий в итоге ни был избран (если САП и ВАКС пойдут на отстранение Труханова), вряд ли стоит насильно навязывать городу чужака. Этот монастырь требует уважения к своему уставу. Одесса за год войны изменилась, однако все еще может стать триггером, способным активизировать заилившихся «ждунов». Чем обязательно воспользуется Россия.