UA / RU
Поддержать ZN.ua

Берлин учитывает российские интересы в Украине, несмотря на официальные опровержения

На основании огромной со всех точек зрения разницы в величине России и Украины неравновесное отношение Европейского Союза (и Германии) к этим государствам можно рассматривать как нормальное явление.

Поэтому неудивительно, что в «новой восточной политике» Германии - как и в официальной восточной политике Европейского Союза - преобладает максима Russia first! Об этом в своей статье для ZN.UA пишет немецкий эксперт, экс-руководитель Фонда имени Фридриха Эберта Винфрид Шнайдер-Детерс.

По его словам, для безопасности Европейского Союза, а с ним и Германии, хорошие взаимоотношения с Россией являются обязательными и более важными, чем с НАТО, так как военный конфликт с Россией маловероятен.

Для экономики Европейского Союза и также Германии значение природных ресурсов России (и не только природного газа) очевидно. Что касается потенциала для технологического сотрудничества, то здесь Украина не уступает России. Причины слаборазвитого технологического сотрудничества лежат в самой Украине: это отпугивающие условия для иностранных инвесторов и, в первую очередь, отсутствие правовой безопасности в стране. Прежде всего это касается сравнительно небольших прямых инвестиций немецких фирм.

Эксперт отмечает, что безопасность и экономика - очевидные причины приоритетности политики Германии относительно России перед ее политикой по отношению к Украине, поэтому Берлин «учитывает» российские интересы в Украине, даже если официально это и опровергается. Политическая ситуация в России, ее «управляемая демократия» хотя и не соответствует представлениям о ценностях Европейского Союза, но и не является препятствием для тесного сотрудничества в сфере экономики и безопасности, так как Россия - в отличие от Украины - не стремится к членству в «общности ценностей» под названием Европейский Союз.

Немецкий эксперт также напоминает, что транзит природного российского газа находится в центре интересов Европейского Союза к Украине.

При диверсификации маршрутов поставки газа Европейский Союз признает уже введенный в эксплуатацию российский трубопровод «Северный поток» (Балтийское море), который обходит Украину. При этом ЕС отклоняет обходной проект «Южный поток» (Черное море). Но не потому, что он противоречит интересам Украины, а потому, что «Южный поток» конкурирует с его собственным «Южным коридором» - проектом Nabucco (Турция). Государственная энергетическая политика Германии связана с положениями Европейского энергетического сообщества, к которому с декабря 2010 года принадлежит и Украина. Однако частные немецкие энергетические концерны тесно сотрудничают с российским государственным концерном «Газпром», чьи интересы идут вразрез с европейской энергетической концепцией.

Подробнее читайте в свежем выпуске «Зеркала недели. Украина» в статье Винфрида Шнайдер-Детерса ««Российский фактор» в немецкой политике относительно Украины».