Восстание основателя ЧВК “Вагнер” Евгения Пригожина против военно-политического руководства РФ пробило у президента Владимира Путина ауру полного политического контроля над Россией - ранее таких серьёзных поворотов за 20 лет его правления не было. Инсайдеры в Москве были ошеломлены тем, что он проигнорировал неоднократные предупреждения о том, что Пригожин готовится ввести в Москву колонны хорошо вооруженных боевиков, пишет Bloomberg.
Путин позволил наемникам Пригожина подойти настолько близко к столице, что регулярной армии пришлось развернуть танки и войска для обороны. Это породило некогда немыслимые сомнения в том, что он “легендарно” управляет страной.
Американские и европейские чиновники в частном порядке назвали 24-часовое восстание - предварительные признаки которого засекла и их разведка - беспрецедентным вызовом контролю 70-летнего президента. Мутная сделка, позволившая Пригожину и его людям уйти без последствий, вряд ли ознаменует конец напряженности, предупредили они.
За семнадцать месяцев полномасштабной войны беспорядки разрушили видимость стабильности, над созданием которой Путин работал годами. Пригожин, давний ставленник, добившийся известности на кремлевских мероприятиях, бросил первый военный вызов российскому президенту с 1993 года, что является мрачным предзнаменованием в стране, где неудачные войны неоднократно приводили к кровавому концу начавших их лидеров.
"Это самый большой публичный провал за всю политическую карьеру Путина. Мятеж Пригожина показывает, насколько хрупок российский политический режим", - сказала Екатерина Шульман, российский политолог, работающая в настоящее время в Берлине.
Согласно одной конфиденциальной оценке европейской разведки, и Путин, и Россия, скорее всего, выйдут из кризиса более слабыми, и это будет рассматриваться как его личное поражение.
Во время хаоса в Москве ВСУ продвинулись вперед в районе Бахмута, где войска “Вагнера” сражались в течение нескольких месяцев, а также дальше на юг.
"Есть прогресс на всех фронтах", - заявила в субботу заместитель министра обороны Ганна Маляр.
По словам одного высокопоставленного западного чиновника, видимая слабость Путина может подстегнуть тех союзников Киева, которые призывают к еще более решительному ответу на агрессию России, особенно на саммите НАТО в Вильнюсе в следующем месяце, где Украина будет добиваться от альянса более жестких обязательств.
Но другие партнеры опасаются, что потрясения могут укрепить руки сторонников жесткой линии, которые хотят активизировать военные действия, или сделать Путина более непредсказуемым, так как он еще больше репрессирует тех, кого считает нелояльными. В столицах США и Европы чиновников просили быть осторожными в своих публичных заявлениях в условиях неопределенности.
В выходные Путин делал телефонные звонки, чтобы успокоить своих союзников. Россия направила дипломата в Китай, который поддерживал Путина во время войны, чтобы объяснить "события 24 июня" - эвфемизма Министерства иностранных дел РФ. В пекинском отчете об этой встрече восстание даже не упоминалось.
Ранее Путин уже переживал угрозы своей власти, противостоя общественным протестам, экономическим кризисам и давлению из-за рубежа. На данный момент нет никаких признаков того, что его власть может быть поставлена под сомнение. Но по мере того, как Кремль готовится к выборам в следующем году, которые могут сохранить Путина на посту до 2030 года, сомнения в его политической непобедимости растут.
Напряженность в российской элите по поводу неудачных военных действий нарастает уже несколько месяцев. Возникли противоборствующие лагеря: одни настаивают на более агрессивном ведении кампании, другие надеются на быстрое урегулирование, чтобы ограничить ущерб для России. По словам собеседников, Путину все труднее балансировать между этими двумя подходами.
По словам людей, близких к руководству страны, российский президент был уверен, что сможет справиться с амбициями человека, который когда-то обслуживал его обеды. Закаленные в боях войска Пригожина могли действовать на полях сражений, где путинская армия терпела неудачи, а его публичные нападки на высшее командование, сопровождаемые нецензурной бранью, усиливали давление на отстающее военное начальство.
Но в то время как военные действия шли с трудом, влияние Пригожина росло благодаря потоку финансирования и поддержки из Кремля. Его, казалось бы, искренние монологи в социальных сетях покорили многих простых россиян, уставших от официальной пропаганды. Что еще важнее, он затронул глубокую жилу поддержки среди влиятельных сторонников жесткой линии в элите силовых структур и правительства. Они опасаются, что Путин и многие другие высшие должностные лица недостаточно привержены достижению победы в Украине и могут согласиться на прекращение огня, говорят эти люди.
Критика Пригожина так и не распространилась из социальных сетей в государственные издания, которые определяют более широкое общественное мнение. "В обществе есть желание, чтобы все это поскорее закончилось", - сказал Денис Волков, социолог "Левада-центра".
Внутри Кремля опасения по поводу растущего влияния Пригожина усилились, но Путин не поверил в возможность вооруженного вызова, говорят анонимные источники. По словам этих людей, именно запоздалая попытка Путина обуздать Пригожина спровоцировала кризис, когда в начале этого месяца чиновники приказали бойцам его "Вагнера" зарегистрироваться в Министерстве обороны до 1 июля. Пригожин привык улаживать конфликты “по-мужски”, поэтому пошел вместе со своими бойцами требовать аудиенцию в Кремле.
"Они хотели распустить Вагнер", - сказал Пригожин в субботу в Telegram.
В рамках сделки по прекращению восстания, заключенной при посредничестве белорусского президента Александра Лукашенко, близкого союзника России, Путин согласился лично гарантировать, что наемник сможет покинуть страну, и снял все уголовные обвинения с его бойцов. Толпы ликовали, когда Пригожин вместе со своими бойцами покидал Ростов-на-Дону в конце субботы.
"Они были вынуждены пойти на сделку", - сказал Сергей Марков, политический консультант, имеющий тесные связи с правительством.
Один из высокопоставленных сторонников Путина пошутил в воскресенье, что он и его сотрудники готовились защищать свои офисы в центре Москвы, и были шокированы тем, что Пригожину и его людям позволили уйти без последствий. Это, по его словам, заставило его задуматься о том, действительно ли президент понимает, что делает.