В минувшие выходные в Белграде и других городах Сербии прошла 25-я волна митингов протеста под лозунгом «Сербия против насилия». Напомним, что эти протесты начались в мае текущего года после того, как малолетние преступники совершили массовые расстрелы в школах Белграда и Младеноваца — впервые в истории страны.
Эти трагедии вывели на улицы десятки тысяч граждан. Сначала требования демонстрантов были достаточно просты — уволить руководителей МВД и Агентства безопасности и информации, распустить правительственный комитет по регулированию электронных СМИ и закрыть несколько провластных медиа, пропагандирующих ненависть, жестокость и имеющих вульгарный контент. Постепенно число участников стало увеличиваться, к ним начали примыкать политические партии и общественные организации различной политической окраски, запустив политизацию движения.
4 июня над участниками пятого митинга в воздух поднялся воздушный шар с требованием «Вучич, уходи!». Это стало переломным моментом: требования расследовать убийства и наказать конкретных руководителей силовых ведомств и СМИ стали вторичными. Уличные митинги и шествия превратились в заметную оппозиционную силу, которая выдвинула политические требования — проведение досрочных парламентских выборов, обеспечение свободы слова, освобождение масс-медиа от государственного контроля, улучшение качества жизни, обеспечение безопасности, борьба с коррупцией, организованным криминалом и много других. Но безусловной доминантой последующих митингов стало требование проведения досрочных выборов.
Оно совпало с интересами президента Сербии Александара Вучича, заговорившего о возможности досрочных выборов еще летом. И, наконец, в середине октября он объявил: выборы в Скупштину страны, местные органы Белграда и Воеводины состоятся 17 декабря.
В связи с этим возникают три принципиальных вопроса.
Первый: что объединило Вучича и движение «Сербия против насилия»? Прежде всего, ухудшение социально-экономической ситуации в Сербии. Премьер-министр Ана Брнабич была вынуждена признать, что в 2023 году в стране существуют серьезные проблемы — происходит замедление экономической активности на фоне галопирующей инфляции. Темпы роста сократились с 7% в 2021 году до 1% в первом полугодии 2023-го. Хотя инфляция сократилась с 16,2 до 11,5% она остается достаточно высокой и привела к росту цен на продукты питания на 20–25%. Вряд ли в ближайшее время удастся стабилизировать экономику, а зима лишь ухудшит качество жизни.
Далее. Согласие на проведение выборов было достигнуто под давлением еженедельных протестов и стало ответом на запрос общества на смену руководства страны. Люди требуют тех, кто будет решать имеющиеся проблемы, а не констатировать их существование или порой игнорировать.
Следующая причина — косовское урегулирование. Запад усилил давление на Белград и Приштину, чтобы они наконец перешли к имплементации достигнутых договоренностей. Новые выборы создают Вучичу благоприятные условия для откладывания их имплементации: после выборов будет затягиваться создание нового правительства, скорее всего, «технического», уходящего от решения острых вопросов, в том числе и по косовско-сербскому урегулированию.
Еще одна — решение назначить выборы на декабрь Вучич принял под все возрастающим давлением не только «Сербии против насилия», но и все более растущим запросом общества на их проведение «уже сейчас»: 48% (в Белграде — 58%) опрошенных поддерживают их скорейшее проведение против 26%, выступающих против.
И последняя причина — Вучича беспокоят две тенденции: падение рейтинга Сербской прогрессивной партии (СПП) с 56% в начале 2023 года до 44% в сентябре и то, что согласно последним соцопросам, «Сербию против насилия» поддержит на выборах 41%, а коалицию во главе с Вучичем и СПП — 49%. Частично это и вынудило его отказаться от руководства СПП и возглавить «Движение за Сербию» с более широкой социальной базой, которое поддержит на выборах СПП, сохранив, как надеется президент, ее доминирующее положение в политсистеме Сербии. А значит, и его власть. И, возможно, это является самой важной причиной.
Вопрос второй: кому же выгодны досрочные выборы? Оппозиции? Наверное, нет. Уж слишком она пестра по политической окраске участников: от противников членства в Евросоюзе до его сторонников; от сторонников антироссийских санкций до противников. Да и в «Сербии против насилия» немало партий, которые никак не могут договориться и подписать протокол о предвыборной коалиции. Кроме того, у них нет ни единого лидера, ни необходимых финансовых средств, ни структуры. Без этого будет не только сложно участвовать в выборах, но и продолжить проведение еженедельных митингов, поддерживая протестную энергию, которая может постепенно угасать, особенно с приходом зимы.
А вот Вучич заинтересован в скорейшем проведении выборов. Его партия теряет поддержку и выборы дают возможность остановить этот процесс. Недавно созданное им «Движение за Сербию» формирует благоприятные условия для восстановления позиций СПП. Вучич все еще может воспользоваться административным и финансовым ресурсом. Его и далее поддерживает давний партнер Ивица Дачич, лидер тоже популярной Сербской социалистической партии (ССП). Обе политсилы имеют разветвленную структуру и могут быстро мобилизовать своих избирателей. Даже несмотря на неуменьшающееся число расхождений по некоторым вопросам. А зима принесет власти новые проблемы и недовольство населения, поскольку вырастут коммунальные расходы, да и цены не собираются уменьшаться.
Вопрос третий: кто победит? Вероятнее всего, победа достанется коалиции партий во главе с Вучичем. Движение «Сербия против насилия» просто не успеет мобилизоваться и поэтому часть его участников, вероятно, создаст какую-то коалицию, а некоторые пойдут на выборы самостоятельно с тщетной надеждой добиться хотя бы одного кресла в Скупштине.
Скорее всего, СПП и ее верный союзник ССП получат меньшее, чем раньше, количество голосов, как и другие «традиционные» партии. Состав Скупштины станет более пестрым, а партии и движения будут иметь лишь по несколько мест. Вероятно, движение «Сербия против насилия» получит несколько десятков мест и станет «золотой акцией», которую, учитывая его популярность, захотят получить многие игроки. Длительный процесс приведет к появлению «технического» и недолговременного правительства, откладывающего решение стратегических проблем, что отвечает интересам Вучича. Как следствие — президент усилит свою власть и получит некоторую отсрочку от решения двух принципиальнейших проблем — признания Косово и присоединения к антироссийским санкциям за агрессию против Украины. Но если он сохранит курс на евроинтеграцию, то будет вынужден присоединиться к санкциям и начать имплементацию договоренностей по урегулированию отношений Косово и Сербии.
Итак, выборы пройдут 17 декабря. Они не станут панацеей от всех сербских бед и проблем и, скорее всего, лишь на некоторое время отложат их решение, позволив власти выпустить «пар» недовольства в обществе…