Украинская правовая консультативная группа (Ukrainian Legal Advisory Group), выступила с критикой в адрес Офиса Генерального прокурора Украины, указав на некорректную квалификацию статей в обвинительном акте ОГПУ в отношении восьми человек — руководителей оккупационной администрации РФ в Крыму и Севастополе, об этом ZN.UA рассказала адвокатесса Ukrainian Legal Advisory Group Надежда Волкова.
Офис Генерального прокурора направил в суд обвинительный акт в отношении восьми человек — руководителей оккупационной администрации РФ в Крыму и Севастополе. Так называемых председателя республики Крым, председателя государственного совета республики Крым, бывшего прокурора республики Крым и еще пятерых должностных лиц обвиняемых в государственной измене, посягательстве на территориальную целостность и неприкосновенность Украины, действиях, направленных на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти в составе преступной организации (ст. 109, ст. 110, ст. 111, ст. 255 УК Украины).
По мнению Волковой в обвинительном акте в отношении глав оккупационной администрации РФ в Крыму присутствует очередная некорректная квалификация преступления, совершенного в условиях вооруженного конфликта.
“Статьи 109-111 УКУ часто встречаются в практике квалификации событий в Крыму, однако статья 255 УКУ стала своеобразной "новеллой" и вызвала многие вопросы. Я ответственно утверждаю, что статья 255 — является ложной квалификацией . Из сообщения и контекста событий совершенно не очевидно, действительно ли существовала преступная организация: устойчивое иерархическое объединение, существующее для совершения тяжких и особо тяжких преступлений, и члены которой действуют в интересах такой организации. Это “обычное” преступление мирного времени, не учитывающее контекст международного вооруженного конфликта (позиция, которую сегодня отстаивает Украина по поводу событий в Крыму) и игнорирует роль РФ как инициатора и организатора оккупации. Это просто необязательно: каждого из этих лиц можно было бы привлекать к ответственности индивидуально и без существования преступной организации. Эти действия могут подпадать под статью 437 УКУ, в частности, в ч.1 — планирование, подготовка или развязывание агрессивной войны или вооруженного конфликта, а также участие в заговоре, направленном на совершение таких действий”, — заявила Волкова.
Волкова обратила внимание Генпрокуратуры, что ст. 437 соответствует контексту международного вооруженного конфликта. Квалификация преступлений должна осуществляться в соответствии с характером происходящего конфликта. А сама статья не имеет срока давности (в ст. 255 — 10-15 лет), что может стать важным фактором, поскольку рассмотрение таких сложных и масштабных дел может занимать годы, а иногда и десятилетия.
“Каждое событие и преступление на Востоке и в Крыму имеют свои особенности и контекст. Важно учитывать их в процессе квалификации преступлений и не путать разные события между собой. Некорректная квалификация — не просто абстрактная "юридическая ошибка". Она прямо уменьшает шансы на привлечение к ответственности и усугубляет системные проблемы правосудия в условиях вооруженного конфликта. Все это в конце концов только усиливает безнаказанность и никоим образом не приближает нас к миру” — подчеркнула адвокатесса.
Украинские правоохранители завершили расследование в отношении руководителей оккупационной администрации Крыма. Расследование завершено в отношении Аксенова и Поклонской.
Россия присвоила Национальное производственно-аграрное объединение "Массандра", расположенное во временно оккупированном Крыму. Такие действия оккупанта являются военным преступлением.