UA / RU
Поддержать ZN.ua

За собственные ошибки — из собственного кармана

Должностные лица государственных органов будут возмещать из собственного кармана убытки, если их служебная деятельность приведет к решениям суда о взыскании средств с государственного органа.

Должностные лица государственных органов будут возмещать из собственного кармана убытки, если их служебная деятельность приведет к решениям суда о взыскании средств с государственного органа. Об этом сообщил министр юстиции Александр Лавринович сегодня после заседания Кабмина, комментируя по просьбе журналистов принятый Верховной Радой 5 июня Закон Украины «О гарантиях государства относительно выполнения судебных решений».

Он подчеркнул, что этим законом не только не ограничиваются установленные законами права граждан, но и, наоборот, усиливаются гарантии государства относительно выполнения судебных решений и исполнительных документов и ограничиваются возможности затягивать с выполнением судебных решений.

Так, этим законом установлены четкие сроки взыскания средств с государственного органа по решению суда. Перечисление средств взыскателю должно быть осуществлено в трехмесячный срок со дня поступления в Государственную казначейскую службу Украины необходимых для этого документов и сведений. (С заявлением о выполнении решения суда в Государственную казначейскую службу Украины обращается сам взыскатель.) В случае, если решение суда о взыскании средств с государственного предприятия или юридического лица не выполнено на протяжении шести месяцев со дня вынесения постановления об открытии исполнительного производства, его выполнение будет осуществляться за счет средств, предусмотренных бюджетной программой для обеспечения выполнения решений суда.

В случае, если Государственная казначейская служба на протяжении трех месяцев не перечислит средства по решению суда, взыскателю будет выплачена компенсация в размере 0,3 процента годовых от неуплаченной суммы за счет средств, предусмотренных бюджетной программой для обеспечения выполнения решений суда.

Выплаты по решению суда, а также компенсации за несвоевременно осуществленные выплаты этот закон квалифицирует как убытки государственного бюджета.

При этом закон обязывает органы прокуратуры обращаться в суд с исками о возмещении убытков, нанесенных государственному бюджету.

В случае установления в действиях должностного лица государственного органа состава преступления по обвинительному приговору суда, государственные органы будут реализовывать право обратного требования (регресса) к такому лицу относительно возмещения убытков, нанесенных государственному бюджету, в размере выплаченного возмещения.

Если убытки, нанесенные государственному бюджету, станут результатом общих действий или бездеятельности нескольких должностных лиц, такие должностные лица будут нести солидарную ответственность.

Законом также определяется, что выполнение решений суда о взыскании средств, должником по которым является государственный орган, будет осуществляться Государственной казначейской службой в пределах соответствующих бюджетных назначений путем списания средств со счетов такого государственного органа, а в случае отсутствия у указанного государственного органа соответствующих назначений - за счет средств, предусмотренных бюджетной программой для обеспечения выполнения решений суда.

Как известно, Закон Украины «О гарантиях государства относительно выполнения судебных решений» был разработан Министерством юстиции на выполнение пилотного решения Европейского суда по правам человека в деле «Юрий Николаевич Иванов против Украины».

В этом деле Европейский суд признал нарушение Украиной ее обязательств по Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод в связи с систематическим невыполнением государством решений национальных судов. Кроме того, были признаны нарушения Конвенции в связи с отсутствием в национальном законодательстве эффективных средств юридической защиты от такого невыполнения.

Учитывая суть нарушения, Европейский суд обязал государство ввести эффективное средство юридической защиты (или комплекс таких средств), что обеспечило бы адекватную и достаточную защиту от невыполнения или затягивания в выполнении решения национального суда, за выполнение которого государство несет ответственность согласно принципам, установленным практикой Европейского суда.