UA / RU
Поддержать ZN.ua

Прочь от «Петербурга»!

Жизнь украинцев в течение последней четверти века регулировалась с помощью россиян и шрифта «Петербург». По крайней мере одну губительную практику мы сломали, но достаточно ли этого?

Авторы: Степан Золотарь, Михаил Каменев

После одной резонансной акции на Банковой на «Історичній правді» вышел материал Богдана Гдаля «Шрифтова зрада» — о шрифте на табличке у входа в офис президента. Как отмечает автор, шрифт «Ижица» в так называемом старославянском стиле, использованном на этой табличке, является своеобразной визиткой «русского мира» на символическом уровне.

Эта история вызвала ироническую улыбку, ведь на тот момент мы с друзьями из «Правозащитной инициативы» уже несколько месяцев заочно «воевали» с Аппаратом Верховной Рады Украины по поводу другой шрифтовой измены: с 1997 года все оригиналы законов Украины, других актов Верховной Рады Украины печатались шрифтом под выразительным названием «Петербург». И никто на это, похоже, внимания не обращал. Да и, казалось бы, зачем обращать?

Шрифт «Петербург», в конце концов, сам по себе неплохой, — созданный профессиональными дизайнерами кириллический шрифт действительно хорошо выглядит на официальных документах. Это не кустарная адаптация латинки, как часто бывает. У него есть только несколько проблем.

Первая — он разработан российской компанией «ПараТайп» (довольно известным в мире разработчиком шрифтов) в 1992 году, то есть уже после обретения Украиной независимости.

Вторая — все это время украинский парламент, вероятно, использовал пиратскую версию шрифта. Официальная версия Petersburg — проприетарная (свободно не распространяется), и ее использование требует приобретения лицензии. Дважды мы спрашивали у Верховной Рады Украины, покупалась ли лицензия на этот шрифт, и однажды нам ответили, что все купили в Microsoft (при чем здесь эта корпорация?), а во второй раз запрос просто проигнорировали.

Благодарим отцов-основателей, что по крайней мере оригинал Конституции Украины набран обычным и безэмоциональным «Таймсом» (Times New Roman). Это, конечно, не тот уровень пафоса, как специально оформленная каллиграфом Конституция США, но хотя бы без ляпов обошлись.

Впрочем, все изменения в нашу Конституцию, а также такие значительные, принятые парламентом документы, как Закон о ратификации европейской Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод в 1997 году и Соглашение об ассоциации с ЕС в 2014 году, кодексы, акты относительно перехода к парламентско-президентской республике (дважды), низложение Виктора Януковича и лишение звания президента Украины, признание России агрессором и принятие актов о борьбе с временной оккупацией и даже более-менее недавнее заявление Верховной Рады Украины о признании Революции Достоинства историческим событием, — все это останется в архивах и истории Украины, оформленное шрифтом «Петербург».

Есть что-то то ли недодекоммунизированное, то ли постколониальное в том, что депутатский запрос, поддержанный 241 парламентарием, к президенту Украины о присвоении звания Героя Украины (посмертно) первому главе ОУН Евгению Коновальцу был напечатан шрифтом «Петербург». Это приблизительно как капители на фасаде здания офиса президента Украины, содержащие пятиконечные звезды, идеологическая принадлежность которых вполне понятна, с учетом исторического периода строительства (символ господства коммунизма на пяти континентах Земли).

Как так произошло?

В 1997 году Минюст утверждает Порядок проведения государственной регистрации ведомственных нормативных актов и включения их в Единый государственный реестр нормативных актов в Министерстве юстиции Украины, в котором отмечает, что тексты актов должны быть подготовлены, как правило, в редакторе WORD с использованием одного из шрифтов: Ukrainian Baltika, Peterburg, Times New Roman Cyr.

В 2002 году глава Верховной Рады Украины Иван Плющ утверждает Инструкцию по делопроизводству в Верховной Раде Украины, в которой также указано, что законы Украины, постановления и другие акты ВР печатаются шрифтом Peterburg и оформляются на бланках. Кстати, в 2006 году упоминание о шрифте, которым печатаются акты парламента, исчезнет из документов на 15 лет.

Впрочем, это не будет мешать и в дальнейшем печатать акты «Петербургом». Несколько раз мы пытались достучаться до руководства парламента, но наши обращения, кажется, не смогли понять. Когда те же слова уже были оформлены в виде депутатского запроса от Соломии Бобровской, в ответ поступила аналогичная отписка.

Самым циничным окажется последний абзац: «Затронутый Вами вопрос будет принят во внимание при подготовке новой редакции текста Положения о порядке работы с документами в Верховной Раде Украины». И действительно, буквально через месяц, в начале 2021 года, «Петербург» появится снова: распоряжением главы Верховной Рады Украины Дмитрия Разумкова от 8 февраля 2021 г. утвержден в новой редакции Положения о порядке работы с документами в Верховной Раде Украины. В пункте 314 которого было определено: «Закон Украины, постановление, другой акт Верховной Рады Украины оформляются на соответствующем бланке формата А4 (приложение 2 к этому Положению) с использованием гарнитуры Peterburg».

Таким финтом руководства парламента были удивлены и мы, и народный депутат Соломия Бобровская, следствием чего было соответствующее депутатское обращение от 22 февраля. И уже 4 марта в упомянутое Положение вносится единственная правка, которой «Петербург» заменен на «использование гарнитуры, которая является общедоступной или созданной на ее основе». Первые акты парламента, оформленные по этим правилам с использованием обычного Таймса, датированы 30 марта. Между 4 и 30 марта парламент продолжал печатать акты «Петербургом», при этом на один из наших запросов ответил, что это не Peterburg, а шрифт Century (хотя они совсем не похожи). 

На фрагмент постановления Верховной Рады Украины от 16 марта 2021 года №1341-ІХ красным наложен тот же текст, но набранный шрифтом Century. Бросается в глаза отличие в изображении символов «К», «1», «б», «я», «2», «№», «3», «4»
скриншот

Так или эдак, более чем 20-летняя история «Петербурга» в украинском законодательстве была завершена. Хотя и на смену ему пришел «Таймс», к которому тоже есть вопросы, но сугубо эстетические. По крайней мере уже без российского участия.

Художник-каллиграф Геннадий Заречнюк на Фейсбуке заметил, что шрифт Ukrainian Baltika — это контрафактное «улучшение» паратайповской же BalticaС. Возможно, с «Петербургом» тоже что-то не так?

На сайте «ПараТайпа» и в библиотеке Adobe Fonts название шрифта указано как Petersburg, то есть как корректный перевод названия города на английском. В Украине же все время отмечают название шрифта как Peterburg, то есть как транслитерацию.

Если погуглить, то оказывается, что шрифты Petersburg и Peterburg выглядят идентично, впрочем, Peterburg нигде не продается. Вполне можно предположить, что, по аналогии с Ukrainian Baltika, Peterburg является контрафактной производной от оригинального Petersburg.

Думаете, это единственные примеры шрифтового бедлама?

До начала нынешнего футбольного Евро-2020, по инициативе функционеров из-за поребрика, возник скандал с надписями «Слава Україні! Героям слава!» на футболках украинской национальной сборной. Несмотря на успешное решение этой истории в нашу пользу, определенное послевкусие осталось, поскольку слова эти были набраны шрифтом Arbat PT. Даже из названия шрифта понятно, кто его разработал.

В Кабинете министров Украины давно искоренили «Петербург», но в колонтитулах документов, набранных в машбюро, до сих пор встречается гарнитура «Литературная» того же «ПараТайпа».

В дипломах разномастных премий Верховной Рады Украины видим шрифт «Ижица». Разумеется, от «ПараТайпа». Тот же, что и на табличках офиса президента Украины.

Отличие Верховной Рады Украины «30 років Акта проголошення незалежності України» содержит надписи шрифтом Baltica CTT. Угадайте, чей это шрифт.

Дизайнер Виктор Гупало заметил, что на полицейских машинах надпись «ПОЛІЦІЯ» сделана шрифтом Magistral, — без подсказок можно догадаться, кто его разработчик и правообладатель. 

А некоторые успешные примеры есть?

Минцифра успешно продвигает шрифт eUkraine, созданный в Украине, удобный и пригодный для разных потребностей — и для внешнего исполнения, и для рекламы, и для логотипов и символики, и для презентаций. Хотя для законов и вообще больших документов следует подобрать что-то другое.

Украинские шрифтовые дизайнеры разработали сотни, если не тысячи достойных шрифтов. Один из них — Bandera Text, авторства украинского дизайнера Андрея Шевченко: во-первых, он носит символическое название, а во-вторых, хорошо пригодится для оформления самых важных документов Украинской государственности — законов Украины и других актов парламента.

Государственные органы уже не один год используют Bandera. Так, МИД использует его в логотипе и других коммуникационных материалах согласно своей Коммуникационной стратегии.

открытый источник

Также его использовали, в частности, Министерство молодежи и спорта Украины и Министерство информационной политики Украины.

Плакат из серии «Донбас січе», Бердянск, февраль 2018 года
открытый источник

Государственное предприятие «Кримський дім» также неоднократно использовало Bandera на афишах своих мероприятий:

Афиши мероприятий ГП «Кримський дім», 2018
скриншот

Афиши мероприятий ГП «Кримський дім», 2018
скриншот

Этот шрифт не бесплатный, но одноразовые затраты на его приобретение для одного государственного органа достигнут около двух-четырех тысяч гривен. При этом никто не запрещает по крайней мере попытаться получить шрифты от правообладателей в бесплатное пользование.

Мы не агитируем за конкретный шрифт. Это может быть и не Bandera. Можно даже объявить общенациональный конкурс на разработку пакета национальных шрифтов. Главное — не повторить историю Большого Государственного Герба.

Это действительно проблема?

Шрифтовую измену замечают только посвященные профи — sapienti sat. Поэтому нас можно обвинить в мелочности, но, во-первых, мы не одиноки в праведном гневе, во-вторых, именно из таких мелочей состоит пазл государственности.

К атрибутам современного государства относятся не только герб, гимн, флаг. Есть еще множество деталей, которые failed-state себе не может позволить, но у настоящего государства они должны быть. И шрифты для документов, да и вообще для широкого потребления, относятся к ним. Не обязательно придумывать что-то свое, уникальное, но в этом случае однозначно не следует «заимствовать» у соседей, особенно если сосед — государство-агрессор. То, чему можно было найти оправдание в девяностых, теперь уже воспринимается как нонсенс. Украина должна быть суверенной не только в своих границах, но и в символическом измерении.

Все статьи Степана Золотаря читайте здесь. Все статьи Михаила Каменева – здесь.