Как сообщил на брифинге во вторник, 8 июля, министр юстиции Украины Павел Петренко, сейчас на рассмотрении Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) находятся два иска от Украины к России в связи с событиями вокруг Крыма и Донбасса. Чуть более месяца назад (3 июня) их подачу анонсировал премьер-министр Украины Арсений Яценюк. Он заявил, что поскольку "присоединение" Россией Крыма нарушает украинское и международное законодательства, в том числе международные договоры Украины с Российской Федерацией, Украина подала в ЕСПЧ два иска - относительно аннексии Крыма и ответственности России перед Украиной. Также украинский премьер тогда напомнил, что Генеральная прокуратура Украины начала расследование по украинской собственности в Крыму после аннексии Крыма Российской Федерацией. "В рамках уголовного дела украинское правительство подает иск на сумму более 1 трлн грн", - отметил он.
"В ЕСПЧ на сегодняшний день два иска. Один большой, включающий в себя нарушение прав военнослужащих, журналистов, мы его дополнили экономической частью. Сумма - 1 трлн 180 млрд грн. Это те убытки, которые были посчитаны за ограничение права пользования имуществом", - уточнил сумму ожидаемого возмещения глава украинского Минюста Петренко. Также он напомнил, что ЕСПЧ вынес решение, в котором установил незаконность пребывания российской армии на территории Крыма и обязал РФ вывести свои войска. "Они это решение не выполнили. Но именно это решение является фундаментом для процесса, связанного с компенсацией ущерба", - подчеркнул министр.
Кроме того, правительство начало использовать и квазисудебные средства компенсации ущерба относительно аэропортов и морских портов. В частности, по словам министра, Украина обратилась с жалобами в Международную организацию гражданской авиации (ICAO) и международный морской арбитраж. "Мы зафиксировали 3360 фактов нарушений российскими компаниями нашего авиационного пространства и начисляем штрафные санкции - ежедневно это около 1 млн долл. По состоянию на вчера это было свыше 200 млн грн", - сказал он. Аналогичные процедуры осуществляются относительно морских портов в связи с невозможностью пользоваться ими.
Меня удивляет однозначность этой суммы, т.е. значит, что мы за 1,2 трлн грн вроде бы продаем Крым, и после теоретической уплаты суммы Россия якобы ничего не должна. Структуру иска почему-то держат в тайне, но, очевидно, правительство имеет в виду плату за конфискованное государственное имущество, например, "Черноморнефтегаз" и газопроводы, государственные банки и государственные предприятия, в т.ч. винодельческие предприятия, курорты и здравницы, порты и корабли, воинские части и аэропорты и т.д. Но о самой крымской земле как-то забыли, и о ней не говорят ни премьер, ни министр юстиции, точнее, о компенсации за ее незаконный захват, а это самая главная государственная собственность в Крыму. На самом деле юридически Россия еще должна платить за каждый день аннексии государственной земли Крыма как за незаконное владение ею. И главное - ежегодно!
Статья 390 Гражданского кодекса Украины "Расчеты при истребовании имущества из чужого незаконного владения" предусматривает: "Владелец имущества имеет право требовать от лица, которое знало или могло знать, что оно владеет имуществом незаконно (недобросовестного приобретателя), передачу всех доходов от имущества, которое оно получило или могло получить за все время владения им". Особенно интересны слова "могло получить".
С 28 мая 2017 г. арендная плата за пребывание Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины (18,2 тыс. га) в соответствии с Соглашением между Украиной и Российской Федерацией по вопросам пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины (подписано в г. Харькове 21 апреля 2010 г. и ратифицировано законом от 27 апреля 2010 г. №2153-VI) составляет 100 млн долл. в год, т.е. 5495 долл. за гектар в год. И это довольно маленькая плата по сравнению с арендой других военных баз в мире, но в этом случае еще просто арендуется много земли без сооружений в виде полигонов, стрельбищ и другого. Кроме того, теперь весь Крым превращается в военную базу России. Поэтому в условиях аннексии на основании этих цифр мы можем определить стоимость "аренды" всей государственной земли Крымского полуострова, которую Кремль может получить от третьих сторон и (или) самого себя.
Площадь всей Автономной Республики Крым - 26081 кв. км (или 2,6 млн га). Из Республиканской программы использования и охраны земель в Автономной Республике Крым на 2010–2015 гг. (утверждена постановлением Верховного Совета Автономной Республики Крым от 20 октября 2010 г. №1912-5/10 за подписью Владимира Константинова, нынешнего "главы государственного совета Республики Крым") можно узнать, что в государственной собственности находится 1384,2 тыс. га (или 53,1% от общей площади республики), в том числе 588,5 тыс. га сельскохозяйственных угодий (32,7% от общей площади сельхозугодий республики). Умножив 5495 долл. за гектар в год на 1384,2 тыс. га, получим сумму в 7,6 млрд долл. в год. Вот вам и размер ежегодных компенсаций с России за нарушение международного права относительно государственных земель украинского Крыма. Украина может получать эту компенсацию природным газом, проходящим через ее территорию, на основании решения международного суда. И это без учета государственной земли в Севастополе.
В 2013 г. импорт природного газа в Украину составил около 28 млрд кубометров, даже при цене в 500 долл. за тысячу кубометров это 14 млрд долл. в год. Таким образом, оккупация Крыма может вдвое снизить стоимость газа из России, а при цене в 385 долл. его нам в этом объеме должны поставлять почти бесплатно!
Следовательно, импортный природный газ на время оккупации у нас может быть бесплатным или в два раза дешевле, а уплаченные за него потребителями деньги должны направляться в бюджет на восстановление страны, в т.ч. путем развития альтернативной энергетики, помощи переселенцам и укрепления обороноспособности. За счет агрессора, по справедливости и Закону.
А то мы дожились до того, что уже и адвокат из Германии Хайнц Йозеф Зер подал жалобу в Европейский суд по правам человека в связи с противозаконными действиями России на территории Украины и проведением на украинском полуострове незаконного референдума.
В своем заявлении юрист обращается к п. 4 ст. 2 Устава ООН, согласно которому все члены ООН в своих международных отношениях должны воздерживаться от какого-либо применения силы или угрозы применения силы, нарушения территориальной целостности или политической независимости другого государства или другим образом противоречить целям ООН.
Меня возмутило недавнее предложение еврокомиссара по вопросам энергетики Гюнтера Эттингера о выплате Украиной миллиарда долларов газового долга России. Они оккупируют, а мы им еще и должны заплатить?! Прямо как в басне Крылова "Волк и ягненок": "Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать...". А теперь и требование предоплаты, а потом и отключение подачи природного газа Украине. Поэтому к упомянутому иску на 1,2 трлн грн необходимо подать иск на 7,43 млрд долл. за ежегодное незаконное владение государственной землей в Крыму. Это будет арендная плата за пребывание России на территории Украины. Ведь Крым не продается, а является временно оккупированной территорией по закону Украины от 15 апреля 2014 г. №1207-VII, и мы рассчитываем вернуть и государственное имущество.
Весь процесс растянется на годы, и полностью сумму можно подсчитать только после возврата Крыма (за все время незаконного пользования), и никто прямо платить не собирается, но это законный способ сделать Крым дважды экономически невыгодным России. А сейчас надо просто полностью прекратить платить за газ (мы "заплатили" оккупацией Крыма), кроме того, в ином случае мы спонсируем агрессора и кремлевских олигархов вместо того, чтобы помочь своим гражданам и экономике. А полный взаимозачет будет проведен после возврата Крыма, а сейчас клиринг (взаимозачет).
Аргументация базируется на том, что на уровне международных организаций, начиная с Организации Объединенных Наций и заканчивая, по крайней мере, сотней стран - членов ООН, то, что произошло в Крыму, признано аннексией, а за нее надо платить. Приглашаю адвокатов присоединиться, чтобы подготовить юридический документ для международного суда, который занимается вопросами собственности. Иск о компенсации за убытки от аннексии Крыма может рассматриваться Международным судом ООН, тем более что и Украина, и Российская Федерация являются членами этой организации. Поэтому немного странно, что наше государство подало иск о компенсации в Европейский суд по правам человека, который, как правило, рассматривает дела между гражданами и государствами, а не между государствами, и в него можно подать жалобу на Россию от граждан или неправительственных организаций. Но и межгосударственные иски тоже возможны. Использует ли сейчас Украина все имеющиеся инструменты для защиты прав и материальных интересов государства и его граждан, большой вопрос. Если, конечно, такая защита - действительно необходимый и ожидаемый чиновниками результат, и все затеяно не только для имитации процесса...