UA / RU
Поддержать ZN.ua

Несмешные демотиваторы

Решают ли законодательные изменения проблему мотивированности судебных решений

Автор: Олег Трохимчук

Ответственность судей за уклонение от осуществления правосудия, подготовка сторонами проекта текста судебного решения по делу, возможность судов низших инстанций отступать от позиций Верховного суда. Это лишь некоторые новеллы резонансного законопроекта № 4637, зарегистрированного в парламенте 25 января 2021 года. И все они, по утверждению его авторов, направлены на решение проблемы качества судебных решений.

Проблема действительно есть. Таким образом, чтобы как можно полнее оценить влияние предложенных изменений на работу судебной системы, сделаем краткий исторический экскурс в дебри бесконечной судебной реформы.

Мотивирование решений

В результате судебной реформы, начатой в 2015 году, все процессуальные кодексы были дополнены новыми требованиями к мотивировочной части решений.

Рассмотрим эти изменения на примере Хозяйственного процессуального кодекса Украины (ХПК).

Предыдущая редакция ХПК (принятая еще в 1991 году с дальнейшими изменениями) содержала общие требования к мотивировочной части решения:

Согласно изменениям, внесенным в ХПК в 2017 году (закон Украины № 2147-VIII от 03.10.2017), требования к содержанию решения были существенно конкретизированы. Так, в мотивировочной части решения отмечаются:

А в 2019 году уже новая Верховная Рада дополнила требования о содержании решения (закон Украины № 132-IX от 20.09.2019):

Как все это работает два года спустя? Сейчас, согласно ХПК, мотивировочная часть должна содержать подробную правовую оценку каждого приведенного аргумента по сути спора, который согласуется с устойчивой практикой Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).

ЕСПЧ выделяет несколько целей мотивирования судебных решений:

То есть действующее процессуальное законодательство обязывает суд в каждом конкретном деле очень тщательно подходить к оценке всех без исключения доказательств и доводов, чтобы определить именно те, которые требуют особого внимания и приведения в решении соответствующих аргументов за или против их принятия.

Все вроде бы правильно, но суды часто обходят это требование, ссылаясь, опять же, на практику ЕСПЧ, где в частности указано следующее:

На практике часто встречаются случаи, когда судья, объясняя свое решение, ссылается на изложенную выше практику ЕСПЧ. Он избегает указывать в мотивировочной части обоснованную оценку важных доводов, приведенных участниками дела, как правило, неудобных для суда, ссылаясь на их якобы необоснованность, безосновательность и на то, что они не опровергают выводов, сделанных судом.

Предложенные законопроектом № 4637 изменения в процессуальные кодексы направлены на заполнение именно таких пробелов. Во-первых, если суд будет считать, что какой-то аргумент не требует предоставления его подробной правовой оценки, то в мотивировочной части это будет указано и указана причина. Во-вторых, если мотивировочная часть решения не будет содержать подробную правовую оценку хотя бы одного из аргументов участников дела, и в решении не будет правового обоснования причин, спор будет считаться нерешенным.

Отступление от позиции Верховного суда

Реформирование судебной системы было начато с ее головы — Верховного суда (ВС). Были внесены изменения в Конституцию Украины, приняты законы «О судоустройстве и статусе судей» и ряд других.

В процессе реформы ВС существенно реорганизовали — был изменен его кадровый состав: впервые в истории независимой Украины в состав Верховного суда вошли ученые, адвокаты и правозащитники, которых отбирали на открытом конкурсе.

И именно реформированный ВС получил право принимать образцовые решения, которые должны учитывать суды низших инстанций при рассмотрении схожих исков. Это сделано для снижения нагрузки на суды и должно способствовать быстрому рассмотрению однотипных дел.

Как практикующий адвокат, считаю такой подход к реформированию судебной ветви власти с верхнего звена до нижнего правильным. И это заняло немного времени: от запуска реформы до начала работы ВС прошло около трех лет. На сегодняшний день у нас есть новый работающий ВС, тогда как в судах низших инстанций все еще продолжается процесс реформирования, и неизвестно, когда он закончится.

Фактически законопроект № 4637 предлагает все еще нереформированным судам низших инстанций по своему усмотрению отступать от практики ВС, если они приходят к выводу, что его позиция ошибочна. Здесь ситуация очень неоднозначна.

Сейчас встречаются неединичные случаи отступления Большой палаты ВС от позиций, сформированных Верховным судом ранее, но со временем ситуация исправится естественным путем. Должна быть наработана одинаковая практика, которая и будет ориентиром для судов низших инстанций. Такая концепция логична и отвечает полномочиям ВС, установленным действующим законодательством, а именно: обеспечению одинакового применения норм права судами разных специализаций.

Вместе с тем предоставление судам низших инстанций официальной возможности на их усмотрение считать позицию ВС ошибочной и отступать от нее едва ли будет способствовать соблюдению принципа правовой определенности как одного из элементов принципа верховенства права.