10 декабря в мире отмечают День прав человека. До конца года правительство и президент планируют утвердить обновленную Национальную стратегию в сфере прав человека. Министерство юстиции поделилось с общественными организациями, занимающимися правами пострадавших от российско-украинской войны, последней версией плана действий по реализации Нацстратегии. Рассказываем, как обновился документ, на примере раздела о преодолении последствий вооруженного конфликта, и поддерживают ли его правозащитники.
Идея составления Нацстратегии по правам человека и плана действий по ее реализации появилась еще в 1993 году. Тогда на Всемирной конференции по правам человека была принята Венская декларация, которая рекомендует, чтобы каждое государство разработало эти два системных документа, призванных интегрировать ценности прав человека в разные сферы государственной политики и усилить защиту и продвижение прав человека в обществе.
Впервые в Украине Национальную стратегию в сфере прав человека на пять лет подписал 26 августа 2015 года президент Петр Порошенко. Через три месяца Кабмин одобрил план действий по ее реализации на период до 2020 года. Срок действия указанных документов уже заканчивается, и правительство сейчас работает над их обновлением.
На онлайн-конференции «Национальная стратегия в сфере прав человека. Итоги и дальнейшие шаги» заместитель министра юстиции Валерия Коломиец заверила, что к Новому году обязательства по утверждению этой Нацстратегии будут выполнены. Минюст уже прислал новый план действий по ее реализации в секретариат Кабмина и планирует вынести его на утверждение правительства после того, как президент подпишет саму Нацстратегию.
Эффективность первого плана действий
В 2018 году около 20 органов государственной власти и 30 общественных организаций начали работать над изменениями в план действий. Впрочем, попытка согласовать документ провалилась. В феврале 2020-го Минюст, несмотря на протесты правозащитников, ликвидировал директорат по правам человека, доступу к правосудию и правовой осведомленности, который, в частности, занимался мониторингом реализации Нацстратегии. Позднее министр юстиции Денис Малюська обосновал ликвидацию директората в том числе тем, что вопрос прав человека сейчас не является приоритетным в работе министерства.
Власть и общественные организации разошлись в оценке эффективности выполнения первой в Украине Нацстратегии в сфере прав человека. Минюст утверждает, что, по итогам первого квартала 2020 года выполнено 54,8% мероприятий плана действий, то есть 331 из 604, в то время как мониторинг общественных организаций показывает уровень выполнения только на 28%.
В Минюсте такие расхождения объясняют разными подходами к оцениванию индикаторов выполнения мероприятий. Для органов власти, по словам Валерии Коломиец, выполнение мероприятия означает разработку нормативно-правового акта, прохождение его в Кабмине и передача в Верховную Раду. Самая большая политическая работа, по ее мнению, начинается с продвижения этого документа в парламенте. Но заместитель министра признала: «Часто исполнители не соблюдали принятые нормативные документы, а следовательно, общество не ощутило эффекта от действия Нацстратегии».
Сокоординатор «Крым SOS» Ольга Куришко считает, что мероприятия из раздела о преодолении последствий вооруженного конфликта плохо выполнялись, поскольку исполнители не хотели брать на себя ответственность за пострадавших от российско-украинской войны.
«Если в каком-либо документе встречается фраза «внутренне перемещенное лицо» или «оккупированная территория», то исполнителем становится Минреинтеграции. Другие министерства не хотят отвечать за таких граждан», — убеждена правозащитница.
Вместе с тем исполнительный директор Украинского Хельсинского союза по правам человека (УХСПЧ) Александр Павличенко, несмотря ни на что, в отношении самой идеи Нацстратегии настроен оптимистично и подчеркивает, что указанное в Конституции положение о государстве и верховенстве права невозможно без реализации защиты прав человека как основного компонента верховенства права.
План действий 2.0: без чрезмерного напряжения и дешево
В обновленной Национальной стратегии в сфере прав человека меняется структура: она состоит из стратегических целей, промежуточных задач и показателей оценивания эффективности выполнения стратегии.
Заместитель главы парламентского комитета по вопросам прав человека Нелли Яковлева удовлетворена тем, как выписан блок обеспечения прав ветеранов. Впрочем, замечает она, авторы плана действий абстрактно выписали некоторые мероприятия в части обеспечения защиты прав пострадавших вследствие российской вооруженной агрессии в Украине. Следовательно, их будет невозможно измерить.
В течение полугода общественные организации дискутировали с Минюстом, чтобы он разделил блоки внутренне перемещенных лиц и людей на оккупированных территориях. Но министерство эти предложения проигнорировало, как и ряд предложенных общественностью мероприятий.
В Минюсте сообщили, что Кабмин не поддержал первый вариант плана действий в более 800 мероприятиях. Правительство считает, что может одобрить только те мероприятия, выполнение которых можно гарантировать в кратчайшие сроки, объясняя, что индикаторы плана действий должны заключаться в нормотворчестве, в то время как гражданское общество убеждено, что Нацстратегия и план мероприятий должны предусматривать не только изменение законодательства, но и другие мероприятия, которые помогут выполнять законы и достигать поставленных целей.
«Это могут быть, в частности, разработка государственных программ обеспечения психологической реабилитации для пострадавших от вооруженного конфликта, мероприятия по информированию. Но Минюст оставил только те мероприятия, где надо вносить изменения в законодательство», — говорит правовой аналитик благотворительного фонда «Право на защиту» Элина Шишкина. Она объясняет, что под принятый закон все равно надо разрабатывать нормативно-правовую базу.
С Элиной Шишкиной соглашается и менеджер по адвокации Центра прав человека ZMINA Алена Лунева. По ее словам, принятие закона о правовом статусе без вести пропавших при особых обстоятельствах лиц, — красноречивый пример того, что собственно закона недостаточно для того, чтобы заработала система розыска пропавших.
Нелли Яковлева отмечает, что в последней версии плана действий нет мероприятий для Межведомственной комиссии по вопросам без вести пропавших лиц, которая должна координировать поиск. В течение полутора лет комиссия так и не начала работу.
Государственный эксперт Экспертной группы по правам человека при Минюсте Дмитрий Кузин говорит, что в некоторых мероприятиях, в частности по административному порядку регистрации фактов рождения и смерти на оккупированных территориях, необходимо принятие политического решения президента. Как известно, действующая процедура через суд хотя и упрощена, но все равно остается сложной для граждан. Они вынуждены тратить время и около 12 тыс. грн на услуги адвокатов, чтобы зафиксировать факт рождения или смерти по украинскому законодательству. Из-за этого преграды государство не знает точного количества своих новорожденных и умерших граждан на оккупированных территориях.
Вторым препятствием для привлечения мероприятий от общественности Дмитрий Кузин назвал ограниченные финансовые возможности государства. Из-за этого правительство не может поддержать мероприятия, например, по выплате пенсий на оккупированных территориях, увеличить размер социальной помощи и количество категорий людей, которые будут иметь на них право.
«К сожалению, в государственной казне недостаточно средств, поэтому Минфин не пропускает такие предложения. Мы должны четко обосновать, откуда взять средства», — объяснил эксперт.
Также в Минюсте сообщили, что изъяли ряд мероприятий, касавшихся оккупированных территорий, с формулировкой, что исполнители могут гарантировать их выполнение только в том случае, когда они касаются подконтрольных украинскому правительству территорий. Часть мероприятий отвергли, потому что они дублируют задачи, указанные в положениях министерств и ведомств, которые должны регулярно их выполнять.
Дмитрий Кузин объяснил среди прочего, что составители плана действий не поддержали мероприятия по созданию государственных программ из-за правительственного моратория на создание новых: «Сейчас в стране действуют свыше 110 стратегий и государственных программ, и с каждым годом их количество растет».
Юрист Общественного холдинга «Группа влияния» Мария Красненко настаивает, что выплата пенсий относится к категориям прав человека, которые нельзя ограничивать. Правозащитники неоднократно обращали внимание власти на практику Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в определении пенсии частной собственностью, и государство не может лишить ее человека по дискриминационному принципу.
Фото пенсионерки
«Для меня вопрос пенсий жителям оккупированных территорий стоит в разных плоскостях. Пенсии — этот вопрос прав человека, и отказ от этого напрямую нельзя обусловливать тем, что у государства недостаточно финансирования. Это означает, что оно должно искать это финансирование», — прокомментировала она.
«Или прописывать прозрачный механизм, чтобы люди знали, когда они получат свои деньги в рассрочку», — добавила Алена Лунева.
Адвокат благотворительного фонда «Право на защиту» Олег Тарасенко также подчеркивает, что отсутствие средств — это вообще не основание для невыполнения государством своих обязательств в сфере прав человека. «Государство в любом случае выполнит свои обязательства. Если не в этом году, то уже где-то лет через пять, когда многие люди будут жаловаться в ЕСПЧ. И это уже будут большие суммы», — объяснил он.
Нелли Яковлева сообщила, что хотя в парламенте и не хватило политической воли решить вопрос о выплате пенсий на оккупированных территориях, а соответствующий законопроект отправили на доработку, комитет по вопросам прав человека все равно продолжает убеждать другие фракции, что государство должно гарантировать право украинцев на оккупированных территориях на их законные пенсии и не может отказаться от своих обязательств.
Олег Тарасенко считает, что в плане действий также должно быть указано об обучении государственных служащих в сфере прав человека. По его словам, служащие, работающие с гражданами, не понимают, что такое права человека и какое место они занимают в государстве. В качестве примера он приводит аргументы юриста Госпогранслужбы в судебном споре, где фонд «Право на защиту» вместе с потерпевшими пытается доказать противоправность удержания граждан на КПВВ в серой зоне в течение трех суток из-за того, что у них не было смартфонов и они не могли установить программу «Дій вдома».
Адвокат пограничников заявил в суде, что задачей власти не является обеспечение прав человека, что государство не обязано выбирать такое поведение, которое будет защищать права человека. По его словам, в Конституции указано, что служащие должны действовать способом, предусмотренным Конституцией и законами, и там не прописано требование обеспечивать права человека.
«Они не понимают, что такое права человека, и выполняют секретный приказ командования Объединенных сил не пропускать людей на оккупированную территорию. Их не беспокоило то, что люди трое суток жили в серой зоне. Они просто прикрывались этим секретным приказом. В финансово тяжелое время государство экономит на незащищенных слоях населения, которые не приедут в Киев перекрывать Банковую. Вопрос недопуска людей на КПВВ из-за отсутствия телефонов — это не о деньгах, а о подходе к людям. Поэтому надо вводить учебный компонент для государственных служащих о том, что такое права человека. Возможно, его лучше заложить в курсы по повышению квалификации», — считает Олег Тарасенко.
В свою очередь Александр Павличенко убежден, что правительство должно предусматривать соответствующие индикаторы, причем это не количество проведенных семинаров, обучения должностных лиц в государственных органах и органах местного самоуправления, а механизмы и предохранители, которые не будут давать возможность нарушать права человека. «Индикаторы должны быть следствием неповторения ситуации, которая была, например, 21 апреля в Ивано-Франковске, когда мэр города Руслан Марцинкив поручил правоохранителям «упаковать» и вывезти ромов из города в Закарпатскую область. Это было показательно, насколько срабатывают обучение и предохранители, проставленные этой системой обучения», — сказал он.
По мнению сокоординатора «Крым SOS» Ольги Куришко, Минюст и правительство не приобщили к плану действий те мероприятия, по поводу которых не достигли соглашения или с которыми не смогли справиться исполнители. Так, из документа изъяли образовательные мероприятия для детей с временно оккупированных территорий. Как известно, карантинные ограничения обнажили, в частности, невозможность Министерства образования и науки наладить дистанционное обучение истории Украины и украинскому языку, чтобы выпускники могли сдать ВНО в украинских вузах. Временно исполняющий обязанности министра образования Сергей Шкарлет во второй раз проигнорировал просьбу правозащитников добиться средств от Министерства финансов, в частности, на подготовительные курсы, горячую линию и информационную кампанию.
Кроме этого, в документ не вошло мероприятие об обустройстве КПВВ с оккупированными территориями. Ольга Куришко обращает внимание, что КПВВ на Донетчине и Луганщине до сих пор не обустроены.
Среди прочего из последнего проекта плана действий правозащитникам не понятно, что власть будет делать, чтобы достичь выполнения таких мероприятий, как, например, ратификация Римского статута Международного уголовного суда до 2021 года и обеспечение доступа международных миссий в оккупированный Крым до 2023 года.
Больше статей Николая Мирного читайте по ссылке.