21 декабря Печерский районный суд города Киева признал незаконным возбуждение Генеральной прокуратурой Украины уголовного дела против бывшего главного санитарного врача Николая Проданчука. Обвиненного, как известно, в мае 2008 года в превышении власти и полномочий, связанных с проведением в Украине дополнительной вакцинации против кори и краснухи.
22 декабря прямо в Овальном кабинете Белого дома от гриппа A/H1N1 был привит американский президент Барак Обама, а первая леди США — несколькими днями ранее. Их дочерям восьми и 11 лет сделали уколы еще 28 октября. И теперь в Штатах ожидается настоящий вакцина-бум.
В тот же день прививку сделал и президент Франции Николя Саркози. Который заявил журналистам: «Я не могу говорить людям, чтобы они делали прививки от гриппа, если сам этого не делаю»…
На первый взгляд прямой связи между этими событиями как бы нет. В Париже и Вашингтоне лидеры стран на личном примере продемонстрировали своим согражданам, как именно нужно защищаться от новой угрозы ХХI века. Ибо, по состоянию на 13 декабря, общее число подтвержденных смертей именно от гриппа A/H1N1 в 208 странах, заморских территориях и общинах достигло 10582. И счетчик, увы, продолжает неумолимо щелкать, наращивая скорость. Украина занимает в этом списке не последнее место. Поскольку причиной более чем 550 летальных исходов (около 70%) стал именно свиной грипп.
Но, в отличие от тех же Франции или США, где вакцинация используется как основное мероприятие по защите населения, в Украине о необходимости массовых прививок по-прежнему лишь говорят. Причем в последнее время все реже. Во всяком случае, без фанатизма, присущего первой гриппозной волне.
Так что сообщение из Печерского суда, где впервые на уровне такого дела «поставили на место» всесильную Генеральную прокуратуру, прошло незаметно. А жаль. Новость явно претендовала на позицию в ТОР-5. В первую очередь потому, что признание судом незаконности действий ГПУ должно поставить точку в деле, которое, по сути, поставило под угрозу безопасность населения 46-миллионного государства. Что, кстати, сказалось и на том, как подготовили страну к первой волне A/H1N1. Точнее, как не подготовили.
Напомним, что Проданчуку как главному санитарному врачу в первую очередь вменялось в вину превышение служебных полномочий в период проведения дополнительной иммунизации населения против кори и краснухи в 2008 году. Когда после смерти подростка в Краматорске президент дал отмашку генеральному прокурору «определиться» с виновным. Которым в итоге и «назначили» Проданчука. Теперь Печерский суд в том числе определил, что полномочий он не превышал. А значит, признанная все той же ГПУ качественная, но не зарегистрированная в Украине (не путать с не сертифицированной) вакцина против кори и краснухи была ввезена на территорию Украины законно. Мало того, подписывая разрешение на ввоз такой вакцины, Проданчук (зная о прогнозах отечественных и зарубежных экспертов) не мог поступить иначе. Поскольку брал бы на себя ответственность за возможные смерти в случае будущей эпидемии. Поэтому и как врач, и как чиновник от медицины был обязан ситуацию предупредить. На чем, собственно, он и настаивал в ходе следствия. Опровергая, как «логику» президента, так и действия Генеральной прокуратуры. Ссылаясь в том числе и на действующее законодательство, на которое следователи ГПУ почему-то внимания не обращали.
А зря. Поскольку в начале нынешней гриппозной вспышки ситуация вновь повторилась. Т.е. ожидаемая эпидемия и необходимость вакцинации населения не зарегистрированной в Украине, но сертифицированной вакциной. Ввоз, которой разрешает закон. Но даже зная чем чревато наступление на Украину A/H1N1, ни один из чиновников, помня об участи Проданчука, не решился брать на себя ответственность, рискуя попасть под пресс ГПУ. Так что, кто знает, было бы такое количество смертей от первой волны гриппа в Украине, вынеси Печерский суд свое решение на три-четыре месяца раньше. Но это версии. На фоне непреложного факта: к началу эпидемии в Украине специфической вакцины не было.
Вопрос в ином. К концу ноября, когда все сказки стали былью, завоз вакцины в Украину почему-то вновь завис. Хотя к этому моменту Украине уже была предложена гуманитарная помощь в виде вакцины от пандемического гриппа как от ВОЗ, так и от ряда государств. Но на пути оказались те же грабли.
Т.е. ввозить незарегистрированную вакцину по-прежнему как бы было можно. Однако за спиной по-прежнему маячит тень ГПУ. Так что, несмотря на закон, банально страшно.
Что касается закона, то в первую очередь речь идет о статье 17 Закона «О лекарственных средствах», позволяющей по отдельному разрешению Минздрава ввозить незарегистрированные в Украине лекарственные средства в случае эпидемического заболевания. А грипп, как те же корь, краснуха, холера или чума, как раз из этого ряда. Правда, обязательным условием является регистрация препарата в стране-производителе. Но с учетом того, что нынешний грипп пандемический, то вакцины против него зарегистрированы не только в отдельных странах-производителях, но и в ЕС, а также США и Канаде. В итоге вновь имеем прецедент, когда ВОЗ готова предоставить пять миллионов доз канадской вакцины GlaxoSmithKline в виде гуманитарной помощи. Помимо этого идут переговоры по получению французской вакцины для детей и беременных. Т.е. защита от болезни есть. Ее нам предлагают. А мы не берем. Поскольку украинские чиновники перестраховываются. Настаивают на ускоренном предварительном тестировании вакцин в Украине. В том числе и клинико-эпидемиологическом. ВОЗ и фирмы-производители против этого категорически возражают. Во-первых, в Украине нет ни нормально оснащенных центров, ни соответственно подготовленного персонала. Что автоматически ставит под сомнение качество экспертиз, а значит, и репутацию производителей, чья продукция уже прошла апробацию в мировых центрах и преквалифицирована ВОЗ. А во-вторых, полноценная процедура тестирования, согласно международному протоколу, занимает не менее трех-четырех месяцев. Так что даже если Украина и настоит на тестировании, то закончится оно аккурат к тому моменту, когда нужно будет разве что подсчитывать, сколько тысяч новых смертей принесла вторая волна гриппа. А заодно решать, на чьей совести эти предотвратимые смерти.
Кстати, помимо Закона «О лекарственных средствах» есть еще и Закон «О гуманитарной помощи», который также не требует регистрации лекарств. Но с жесткой оговоркой: эти медикаменты категорически не имеют права попадать в торговую сеть, а использоваться только по назначению гуманитарной помощи. Т.е. получается, что де-юре в Украине есть законодательство, стоящее на защите здоровья населения. А де-факто этим законам под любыми предлогами не дают работать. Причин для такого поведения среди ответственных лиц немало. От уже упоминавшегося банального чиновничьего страха до чьих-то конкретных бизнес-интересов или политических амбиций. Вроде противостояния Ющенко и Тимошенко с добавлением бесконечных войн в Верховной Раде.
Правда, нужно отдать должное правительству, которое, несмотря на всю сложность ситуации, упорно пытается защитить население, предоставив ему такую же возможность вакцинации, как в тех же США и Франции. Но поскольку убедить чиновников Минздрава использовать возможности законодательства не удалось, Тимошенко решила внести в ВР законопроект, согласно которому в Украину можно будет ввозить вакцину от гриппа А/Н1N1, преквалифицированную ВОЗ, без национальной регистрации. Однако председатель комитета ВР по здравоохранению, депутат от Партии регионов Татьяна Бахтеева объявила, что депутаты этот законопроект не поддержат. «Ускорять процедуру только потому, что так сказала ВОЗ, мы не собираемся, — заявила Бахтеева. — Функции этой организации — давать рекомендации, а наше дело — следовать им или нет. У нас уже был горький опыт, когда ВОЗ подарила нам вакцину от кори и краснухи»… (Забыв при этом, что подарок был предоставлен по просьбе и по договору с правительством Януковича.) Так что похоже — круг вновь замкнулся. Депутаты, явно помня о казусе Проданчука, тоже не хотят брать на себя ответственность. А это значит, что Украина встретит и вторую волну эпидемии точно так же, как и первую. С марлей и чесноком. И государство, основной функцией которого является защита своих граждан, так и не сможет предоставить им свободного доступа к вакцине. Что характерно, добровольного…