UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как замирал "перинатальный проект"

Реконструкция Тернопольского областного перинатального центра входит в историю как долгострой. Но такая печальная судьба не только у него, но и у других таких же объектов в соседних областях.

Автор: Роман Якель

Национальный проект "Новая жизнь - новое качество охраны материнства и детства", которым предполагалось создать в течение 2010–2013 гг. 27 современных перинатальных центров, положен в долгий ящик. О его благородной цели - "обеспечение высокого качества медпомощи новорожденным, беременным и роженицам, предотвращение высоких рисков акушерской и перинатальной патологии", - разрекламированной бывшим руководством Государственного агентства инвестиций и управления национальными проектами, Кабмина и Министерства здравоохранения, придется на долгое время забыть. Реконструкция и строительство целого ряда областных роддомов остановлены по банальной причине - в государственной казне не хватало (а сейчас не хватает еще больше) средств. Но время показало: мегапроект стоимостью более 1 млрд грн госбюджетных назначений плюс средства областных бюджетов, плюс спонсорские пожертвования был задуман не столько ради осуществления обозначенной выше цели, сколько для пополнения (за счет откатов) карманов высоких должностных лиц, причастных к "стройкам века". Тернопольская область - яркое тому подтверждение.

На Тернопольщине величественный образ реконструкции зданий областного перинатального центра "Мать и ребенок" вызрел из распоряжения главы облгосадминистрации от 28 марта 2012 г. В документе расписали все, что только могли, - еженедельные (!) графики выполнения работ, оснащение роддома новейшим медицинским оборудованием и срок сдачи в эксплуатацию объекта - конец декабря 2012-го. Под огни новогодней елки его должны были торжественно открыть. Но заказчик реконструкции - управление капитального строительства облгосадминистрации - провел тендер только в октябре. Его победителем стало тернопольское ООО "Техно-Буд", соучредителем которого был депутат горсовета от Партии регионов Василий Лукин. На объем заказа ООО не жаловалось, ведь сумма договора, даже на реконструкцию только одного родильного корпуса, оказалась лакомой и немалой - более 29 млн грн. А полная сметная стоимость реконструкции, включая закупку медицинского оборудования, реконструкцию административного и гинекологического корпусов, к тому времени превышала 47 млн грн.

Но заказчик не организовал соревнования предложений, а осуществил процедуру закупки работ у одного участника, руководствуясь благими намерениями - "насущной необходимостью в осуществлении закупки в связи с возникновением особых экономических или социальных обстоятельств" (п.3. ч.2 ст.39 Закона Украины "Об осуществлении государственных закупок"). Свои действия руководство управления капитального строительства ОГА мотивировало оперативностью, поскольку тендерные процедуры продолжаются 2,5-3 месяца, а роддом должны были сдать к новому 2013 г. Поэтому, как проинформировало автора этих строк руководство Государственной финансовой инспекции в области, подрядчик освоил немногим более 15 млн грн, а еще почти 10 млн грн из-за запоздалого поступления было возвращено в государственный бюджет. Печальные курьезы ждали впереди: хотя управление капитального строительства за выполненные в 2012 г. работы рассчиталось полностью (попробовали бы тогда обидеть близкую к власти Януковича компанию!), подрядчик зарплату своим работникам своевременно не выплатил. Те протестовали, пикетируя здание облгосадминистрации и перекрывая автодорогу с требованием отдать двухмесячный заработок. Прокуратура Тернополя провела по этому поводу проверку, и "Техно-Буд", в конце концов, аж в феврале 2013-го выплатил людям положенное.

А тем временем родильный корпус не был своевременно сдан в эксплуатацию. Это вызвало раздражение правительства и облгосадминистрации. И в сентябре 2013-го тогдашний губернатор Тернопольщины Валентин Хоптян определил заказчиком корректировки проектно-сметной документации и реконструкции областного перинатального центра департамент здравоохранения. Такой выбор кажется несколько странным: ведь это структурное подразделение облгосадминистрации не имеет собственной службы технического надзора и соответствующих специалистов... В свою очередь предыдущий заказчик - управление капитального строительства - в октябре разорвал в одностороннем порядке договор подряда с ООО "Техно-Буд", найдя для этого весомую причину - "нарушение сроков выполнения работ". Это не запрещал Гражданский кодекс (см.ч.4 ст.849). А департамент здравоохранения облгосадминистрации, использовав опыт предшественника, в последующие месяцы провел тендер по той же неконкурентной процедуре закупки работ у одного участника. Снова доминировал мотив оперативности. И вновь положительное заключение Министерства экономического развития и торговли от 10.12.2013 г. о соответствии процедуры закупки букве закона. В тендере победило киевское ООО "Лад 2005", предложившее за недовыполненные предыдущим подрядчиком и дополнительные работы 18,2 млн грн.

В недавних обращениях к главе облгосадминистрации Олегу Сиротюку, прокурору области Юрию Гулкевичу и Государственной финансовой инспекции в области народный депутат Алексей Кайда высказал серьезные сомнения по поводу репутации победителя тендера: "Официальным местонахождением общества "Лад 2005" является квартира в Киеве... Как пишут СМИ, никакого другого тендера за последние пять лет фирма не выигрывала. Общество собрало много негативных откликов о своей деятельности. В частности, люди жалуются на невыплату заработных плат при строительстве жилого дома в Житомире, проведении строительных работ в школе ЖК "Осокорки Северные" в Киеве..." Народный избранник привел и другие нарушения в деятельности упомянутой фирмы. Две инстанции не объяснили, чем вызван выбор такого подрядчика, и только и.о. начальника Госфининспекции в области Евгений Держерука уклончиво ответил, что компания предоставила копию лицензии на соответствующие виды работ, действительную до 11.05.2015 г.

Но победителей тендера не судят. Однако и не выделяют им средств для продолжения реконструкции перинатального центра в Тернополе. Из предусмотренных в госбюджете на 2013 г. на эти потребности почти 10 млн грн подрядчик не получил ничего, потому и работ не выполнял. Поэтому родильный корпус не сдали в эксплуатацию даже под занавес 2013-го.

Параллельно продолжался другой сюжет, уже уголовный. Прокуратура области во время проверки установила, что служебные лица предприятия "Техно-Буд" и управления капитального строительства облгосадминистрации, злоупотребляя своими служебными полномочиями, внесли заведомо неправдивые данные в акты приема выполненных работ по реконструкции областного перинатального центра. Должностные лица завысили стоимость строительных работ на общую сумму 215 тыс. грн. В их действиях усматривались признаки должностных преступлений, предусмотренных ч.2 ст.364, ч.2 ст.364-1 и ч.1 ст.366 Уголовного кодекса. В прошлом году в ноябре досудебное расследование по уголовному производству было завершено, а обвинительный акт направлен в Тернопольский горрайонный суд. Но когда автор этих строк поинтересовался в канцелярии суда, кто из судей рассматривает производство, там ответили, что прокуратура области его... не направляла. Не исключено, что в бурные зимние дни, когда при власти еще был Янукович, дело тихонько закрыли.

А общество "Техно-Буд" в свою очередь не стерпело "беспредела" со стороны заказчика работ - управления капитального строительства. В разрыве договора и лишении возможности участвовать в новом тендере этот подрядчик усмотрел нарушение собственных прав. И поэтому подал иск в Хозяйственный суд области. В качестве аргумента в пользу своей деловой репутации приводит цену, которую мог бы предложить за те же работы, - 14,1 млн грн, а не 18,2 млн грн, как ООО "Лад 2005". В феврале 2014 г. Хозяйственный суд отказал в удовлетворении иска. Грабли неконкурентной закупки больно ударили по тому, кто раньше ею успешно воспользовался и освоил немалые государственные средства. А недавно Львовский апелляционный хозяйственный суд частично изменил решение суда первой инстанции, изъяв из мотивировочной части выводы об отсутствии нарушений прав истца и правомерности проведения процедуры закупки работ у одного участника. На каком, спросите, основании? Упомянутый департамент здравоохранения не доказал причинно-следственной связи между отсутствием реконструированных помещений и смертностью новорожденных, рожениц и их болезнями. Но события назад не отмотаешь. Да и отбирать государственные средства у производителя работ не было оснований, поскольку, напомню, он их не получал.

После Майдана поменялось руководство исполнительной власти Тернопольщины. Новый глава облгосадминистрации Олег Сиротюк распоряжением от 22 апреля с.г. определил заказчиком работ по продолжению реконструкции областного перинатального центра управление капитального строительства. И порученное "комплексное изучение состояния реконструкции..." продолжается до сих пор. Так и не откорректирована проектно-сметная документация для определения остаточной стоимости работ, не объявлен новый тендер... По всему видно, что эти вопросы сейчас не слишком актуальны. Ведь в государственном бюджете на 2014 г. не предусмотрены средства для финансирования мер по созданию сети региональных перинатальных центров, обеспечению их инновационными технологиями и современным медицинским оборудованием.
Вот так!

Реконструкция Тернопольского областного перинатального центра входит в историю как долгострой. Но такая печальная судьба не только у него, но и у других таких же объектов в соседних областях. Например, остается незавершенной реконструкция областного перинатального центра во Львове, законсервировано строительство первой очереди в Ивано-Франковске... Так зачем же было с большими потугами начинать такие "стройки века" по всей Украине, если смертность новорожденных, рожениц и их болезни не прямо связаны с "насущной необходимостью" в реконструкции или строительстве перинатальных центров!? Неужели для того, чтобы нажившись на них, такие проекты вскоре успешно провалить?