UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как получилось, что россияне зарабатывают на фильмах советской Украины?

Автор: Константин Зеров

На девятом году войны и втором году полномасштабного вторжения РФ выясняется, что права на фильмы киностудии имени Довженко и других украинских киностудий советского времени в системе YouTube Content ID принадлежат российским компаниям RVISION и Kedoo Еntertaiment Russia. Соответственно, каждый раз, как кто-то опять обращается к таким легендарным лентам, как «За двумя зайцами» или «Тени забытых предков», деньги за просмотры получают российские компании, а в сознании зрителя фиксируется, что это не украинское, а советское или же вообще российское кино.

Может, действительно так случилось, что кинематографическое наследие советской Украины присвоила РФ? А если нет, то почему Госкино никак на это не реагирует? Разбираемся.

Как охраняются аудиовизуальные произведения?

Кинофильмы, бесспорно, являются объектами авторского права и охраняются на протяжении срока, установленного законодательством. В Украине такой срок действия имущественных прав интеллектуальной собственности на аудиовизуальное произведение истекает через 70 лет, которые исчисляются с 1 января года, следующего за годом смерти последнего из авторов аудиовизуального произведения. То есть кинофильмы советского времени, а особенно созданные с 1953-го по 1991-й, по состоянию на 2023 год еще точно подлежат авторско-правовой охране в Украине.

Читайте также: В Украине существенно изменилось законодательство об авторских правах: ограничение срока действия прав, понятие сиротских произведений

Какое содержание авторского права на аудиовизуальные произведения в Украине?

Содержание авторского права составляют личные неимущественные права, принадлежащие исключительно авторам такого произведения, и имущественные авторские права: право на использование произведения любым способом (способами), а также исключительное право разрешать или запрещать использование произведения другими лицами.

Где охраняется авторское право на аудиовизуальное произведение?

Фильмы охраняются авторским правом автоматически и без обязательной регистрации во всех странах Бернского союза (в 181 из 195 стран мира), но содержание авторского права и сроки его охраны могут отличаться в зависимости от страны. Впрочем, абсолютно нормально явление, когда одно и то же произведение имеет разных правообладателей в разных странах (например, в ситуации, когда первоначальный правообладатель продал или лицензировал права другому лицу в зарубежной стране). Так, может, действительно фильмы киностудии имени Довженко уже не наши?

Читайте также: ЕС введет регулирование авторского права для искусственного интеллекта

Кому принадлежат имущественные авторские права на украинские кинофильмы советского времени?

Согласно положениям статьи 483 Гражданского кодекса УССР авторское право на кинофильм или телевизионный фильм принадлежит предприятию, осуществившему его съемку, то есть киностудиям.

Закон Украины «Об авторском праве» в редакции 1993 года не содержал специальных положений об авторском праве на кинофильм или телевизионный фильм, который был выпущен в мир до вступления этого акта в законную силу (23.02.1994 года).

Однако в указе президента Украины №511/94 «О мерах по чествованию 100-летия со дня рождения Александра Довженко» было определено, что все фильмы и фильмовые материалы киностудий Украины, созданные за счет бюджетных средств, являются общегосударственной собственностью Украины — национальным культурным наследием и могут использоваться только по согласованию с Министерством культуры Украины.

В мае же 2008 года в приказе (до сих пор действующем) Министерства культуры и туризма Украины №575/0/16-08 было определено, что к общегосударственной собственности Украины — национальному культурному наследию — принадлежат, признаются нематериальными активами и находятся в управлении Министерства культуры и туризма Украины:

Там же, в приказе, содержится перечень конкретных кинолент, среди которых, безусловно, и «За двумя зайцами», и «Тени забытых предков».

28 марта 2011 года в результате админреформы Государственную службу кинематографии ликвидировали, вместо этого создали Государственное агентство Украины по вопросам кино (Госкино) как центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере кинематографии.

В ходе реформы авторского права в 2022 году предлагалось предусмотреть, что «имущественные авторские права и имущественные смежные права на кинофильмы, телевизионные фильмы, радио- и телевизионные передачи, созданные до 1 января 1991 года в рамках деятельности органов власти, государственных учреждений и предприятий, зарегистрированных на территории Украины (Украинской ССР), принадлежат их производителю или правопреемнику соответствующего производителя. За использование указанных объектов авторского права или смежных прав платится вознаграждение (в том числе справедливое вознаграждение) согласно закону». Однако эта норма не вошла в окончательную редакцию норм нового закона.

Соответственно, балансодержателем прав интеллектуальной собственности на фильмы, созданные в период с 1953-го по 1991 год за счет государственных средств на государственных киностудиях Украины, является именно Госкино.

Читайте также: Разработчики ИИ проводят переговоры со СМИ о правах на контент, обсуждают цены – FT

Нарушают ли российские компании права украинских субъектов права, размещая украинские киноленты на видеохостингах?

Точный ответ на этот вопрос знают лишь в Госкино. Дело в том, что договоры о распоряжении имущественными авторскими правами не подлежат обязательной государственной регистрации. И, к сожалению, мы не можем исключать возможности, что балансодержатель прав заключил лицензионные договоры на продолжительный срок с иностранными, в том числе российскими, компаниями. И даже если это произошло, у Госкино есть все рычаги влияния на проблему.

Кто и что должен делать, если у россиян все же нет прав на распространение украинских кинофильмов советского времени в сети Интернет?

Очень просто. Жаловаться на конкретные линки на конкретных видеохостингах (например, YouTube) о нарушении авторского права.

Но вернемся к тезису, что авторское право носит территориальный характер охраны. Если фильм доступен онлайн с территории России, то у того, кто разместил видео, должны быть права на территории России. Соответственно, и суд будет проходить в РФ и согласно ее законодательству. Нетрудно предвидеть, каким будет решение такого суда для украинского истца.

Вместе с тем в случае, если российская компания на претензию ответит следующим образом: «А у нас есть права на территории Украины» (если предположить, что на самом деле их нет), то правообладатель должен подать иск уже в украинский суд о блокировании доступа к соответствующему контенту с территории Украины. YouTube так же, как и другие крупные видеохостинги, выполнит такое решение суда очень быстро.

Кто это должен делать? Госкино. Почему Госагентство этого не делает, ведь кинофильмы доступны онлайн уже не первый год и все это время российские компании продолжают получать как минимум доходы от рекламы во время их показа, вопрос открытый.