UA / RU
Поддержать ZN.ua

Антикоррупционный дефолт

«В стране, где самым выгодным бизнесом является не производство и торговля, а налоговая, таможня, дружба с Сашей Януковичем или Лешей Азаровым, руководство администрацией президента, Кабмином и «енакиевской» группировкой, разговоры о борьбе с коррупцией, конечно, уже давно превратились в скучный ритуал.

Автор: Юрий Бутусов

В стране, где самым выгодным бизнесом является не производство и торговля, а налоговая, таможня, дружба с Сашей Януковичем или Лешей Азаровым, руководство администрацией президента, Кабмином и «енакиевской» группировкой, разговоры о борьбе с коррупцией, конечно, уже давно превратились в скучный ритуал. Ритуал, предназначенный для западных дипломатов, для того чтобы семьи и банковские счета украинских лидеров чувствовали себя в Европе, как дома, и не создавали негативный имидж в цивилизованном обществе.

Если же говорить о содержании борьбы с коррупцией в Украине, то по всем формальным признакам нашему государству можно объявлять полный антикоррупционный дефолт. Во всяком случае, дефолт грозит всем заявлениям о борьбе с коррупцией, сделанным президентом Виктором Януковичем с момента его инаугурации. Достаточно сравнить организацию борьбы с коррупцией до прихода Януковича и сейчас, спустя почти год его активной работы.

1. Антикоррупционный пакет законов, который должен был вступить в силу еще с 1 января 2010 года, в настоящий момент отменен вообще. Альтернативный законопроект, поданный Януковичем, прошел только первое чтение, и поступит на рассмотрение профильным парламентским комитетам всего лишь 2 февраля. Когда законопроект будет принят в целом и в каком виде, уже никто не решается прогнозировать. Да это и не столь важно - как уже писало ZN.UA, законопроект утратил самые принципиальные нормы - и, прежде всего, норму об обязательном декларировании расходов государственными служащими.

2. Ликвидированы структуры, координирующие разработку и внедрение антикоррупционного законодательства - правительственный уполномоченный и Бюро по вопросам антикоррупционной политики. Напомним, создание этих структур было связано с выполнением Украиной своих международных обязательств перед Советом Европы. Никакой админреформой сокращение этих институтов объяснить нельзя. Таким образом, власть продемонстрировала полное пренебрежение к многолетнему взаимодействию между Украиной и Европейским Союзом. Это говорит о том, что власть сознательно ставит крест на долгосрочных программах европейской интеграции Украины. Создание национального антикоррупционного комитета ни в коей мере не может компенсировать эту ситуацию. Поскольку НАК выступает как сугубо имиджевый проект, под который до сих не разработано даже элементарное положение о порядке работы. Более того, не известно, когда НАК соберется в следующий раз: в АП говорят, что этот проект уже исчерпал себя и утратил актуальность.

3. За год президент так и не выполнил свое собственное обязательство разработать и принять Национальную стратегию противодействия коррупции. Когда эта стратегия будет принята - не известно. Прогнозов нет, проекта нет, и для власти этот вопрос приоритетным не является.

4. Неудивительно, что антикоррупционный дефолт привел к дефолту и во внешней политике. Отказ Чехии выдать Украине обвиняемого в уголовных преступлениях экс-министра Б.Данилишина является оглушительной пощечиной всем европейским инициативам В.Януковича. Европа перестала доверять Украине как государству, способному осуществлять сколько-нибудь законную правоохранительную деятельность. Европа признала фарсом антикоррупционные процессы, которые ведет власть против чиновников правительства Ю.Тимошенко.

5. И по сути явления: за минувший год власть не только централизовала все коррупционные поборы во всех государственных учреждениях, но и придала вымогательствам чиновников системный и необратимый характер. Даже крупнейшие иностранные инвесторы не могут без отката от 20 до 50% вернуть законно начисленный и оформленный налог на добавленную стоимость. По целому ряду товаров категорий для продуктов питания и ширпотреба введены обязательные нормы коррупционных сборов на таможне и в Службе безопасности.

Президент Янукович неоднократно ссылался на позицию GRECO - Группы государств против коррупции Совета Европы, которая проводит мониторинг за выполнением антикоррупционных обзязательств Украины. О том, какую оценку Украине дает сейчас GRECO, в интервью ZN.UA рассказал председатель GRECO Драго Кос.

- Ваша оценка упразднения украинской властью согласованного с GRECO антикоррупционного пакета законов и вызванного этим очередного перенесения вступления в силу нового антикоррупционного законодательства Украины, а также ликвидации Бюро по вопросам антикоррупционной политики и правительственного уполномоченного по вопросам антикоррупционной политики? Были ли эти изменения согласованы с GRECO?

- В Отчете о выполнении Украиной рекомендаций, утвержденном в мае 2009 г., GRECO признала создание Бюро по вопросам антикоррупционной политики свидетельством того, что Украина «открыта для развития и проведения реальной антикоррупционной политики». Кроме того, международные эксперты отметили: принятие так называемого антикоррупционного пакета является важным шагом в правильном направлении. Это была последняя информация, которую GRECO получила от Украины. Упразднение пакета и ликвидация Бюро по вопросам антикоррупционной политики могут свидетельствовать о важном и досадном шаге в неправильном направлении - если в ближайшее время не будет найден лучший выход из ситуации с законами и Бюро. Но время быстро истекает...

- Как вы относитесь к тому, что в проекте нового антикоррупционного закона, внесенного президентом, нет нормы об ответственности юридических лиц частного сектора?

- Юридические лица должны нести ответственность за коррупционные правонарушения. Многими международными конвенциями, полноправной участницей которых является Украина, предусмотрено, что эта норма - обязательна. Таким образом, отсутствие надлежащего регулирования этого вопроса ставит под сомнение реальное намерение страны выполнять свои международные обязательства и, бесспорно, будет способствовать принятию вывода GRECO, что самые важные рекомендации не были выполнены.

- Согласно законопроекту президента, за доказанный факт коррупции, в котором фигурирует сумма до 5,5 тыс. долларов (45 тыс. гривен), возможно назначение санкции в виде административного штрафа на сумму 200 долларов (1700 гривен). При этом правонарушителя могут не увольнять с должности. Есть ли в какой-нибудь стране Европейского Союза такая санкция за коррупционные правонарушения?

- Международные конвенции и GRECO стремятся к «эффективным, убедительным и адекватным» санкциям за уголовные правонарушения, связанные с коррупцией. В странах - членах GRECO санкции в виде лишения свободы физических лиц на определенное количество лет (обычно пять и больше) рассматриваются как удовлетворительные для выполнения указанных международных обязательств. К тому же я не знаю стран, в которых наказание за коррупционные правонарушения были бы лишь в виде штрафа.

- Согласно антикоррупционному закону, представленному президентом Украины В.Януковичем, в Украине даже доказанный факт взяточничества не является для суда основанием конфисковать имущество коррупционера. В новом законопроекте президента также нет нормы о конфискации имущества правонарушителя. Как эта проблема решается в иных странах GRECO?

- Одним из базовых правил любого известного мне уголовного законодательства является правило, согласно которому никто не может сохранить доход, полученный путем совершения уголовного преступления, - в оригинальной форме или в форме его восстановительной стоимости. Это также является требованием любой международной конвенции в сфере уголовного законодательства. Не только страны Европы ввели такие меры много лет тому назад. Все чаще проводятся в жизнь решения, согласно которым в случае, если речь идет об определенном уголовном правонарушении, конфискация имущества допускаются еще до решения суда. Все больше стран успешно меняют процедуру доказательства обвинений относительно доходов, полученных преступным путем.

- Украинская власть удалила из проекта антикоррупционного законодательства норму о специфической проверке имущества, доходов и затрат родственников государственных служащих. Если у бедного украинского чиновника состоятельные жена и дети, структура их доходов утаивается от общества. Как относится GRECO к ликвидации этой антикоррупционной нормы?

- Это не строго установленная норма. В некоторых странах бывают серьезные проблемы с конституционными судами при автоматическом введении таких обязательств для родственников государственных служащих. Но даже в тех случаях, когда конституционные суды отвечают отказом в автоматическом введении таких норм, всегда есть возможность проводить специальную проверку родственников чиновников, если есть обоснованные признаки того, что чиновники скрывают свое богатство оформляя его на родственников. Такие системы функционируют, и я не знаю страны, в которой бы не было возможно, по крайней мере через выполнение не очень сложных процедур, проверить финансово-имущественное состояние родственников должностных лиц.

- Является ли, на ваш взгляд, борьба с коррупцией государственным приоритетом в Украине?

- GRECO и Совет Европы положили много усилий и финансовых средств на поддержку Украины в борьбе с коррупцией. На протяжении многих лет мы так и не получили ожидаемых результатов. Мы понимаем проблемы страны, но и осознаем, что можно было бы намного больше сделать в плане борьбы с коррупцией. Лучшие результаты в этой сфере, по-видимому, помогли бы решить ряд других важных проблем страны. Пока еще это не тот случай.

- Когда планируется следующий визит мониторинговой группы GRECO в Украину, и насколько реальны для Украины планы реализации безвизового режима с ЕС, пока не выполнены рекомендации GRECO по модернизации антикоррупционного законодательства?

- Будет еще несколько отчетов GRECO относительно Украины, и я надеюсь на серьезное улучшение ситуации к тому времени, - иного пути просто нет. Что касается вопроса безвизового режима с ЕС, то я видел страны с более низким, по сравнению с Украиной, уровнем коррупции и с более развитой регуляторной базой в вопросах борьбы с коррупцией, которые должны были приложить немало усилий в антикоррупционной сфере, что позволило бы им получить безвизовый режим. Украина окажется в очень сложной ситуации, если подаст заявку на получение безвизового режима, не имея серьезных достижений в антикоррупционной сфере, таких как полноценное выполнение рекомендаций GRECO.

- Украина должна отчитываться о невыполненных рекомендациях GRECO в ближайшее время. Какой может быть реакция GRECO на упразднение всего антикоррупционного законодательства в Украине, ликвидацию института правительственного уполномоченного по вопросам антикоррупционной политики и Бюро по вопросам антикоррупционной политики?

- GRECO вскоре рассмотрит предоставленную дополнительную информацию к отчету Украины о выполнении рекомендаций. Если достигнутые на время утверждения отчета результаты не будут актуальными, это, вероятно, вызовет серьезные дебаты относительно ситуации и также может привести к очень непопулярным (отрицательным) выводам и решениям GRECO. Мы просто не можем позволить себе молча наблюдать, как в стране, особенно важной для нас, были упразднены положительные процессы. Но я все еще надеюсь, что это не произойдет!