UA / RU
Поддержать ZN.ua

Великая война: все ли ее уроки извлекло человечество?

11 ноября во всем мире вспомнят о жертвах первого тотального конфликта.

Автор: Владимир Газин

Первая мировая война (1914–1918), завершившаяся 100 лет назад, не была неожиданной.

До нее уже давно шли локальные войны (англо-бурская, русско-японская, балканские). Причины войн лежали на поверхности: обострение борьбы за рынки сбыта и источники сырья, начало перераспределения колоний, усиление территориальных претензий. Курс на Первую мировую заложила франко-прусская кампания 1870–1871 гг., когда Франция, веками боровшаяся за гегемонию в Европе, потерпела сокрушительное поражение и подписала Франкфуртский мир, по которому передавала Германии Эльзас и Лотарингию, выплачивала 5 млрд франков контрибуции, признавала ее объединение. Факт провозглашения Второго рейха во французском Версале символизировал курс Германии на будущую агрессивную политику.

После 1871 г. Франция жила идеей реванша. Германия - неизбежностью новой войны с целью окончательного выведения ее из числа великих держав Европы. Обе страны готовились и искали союзников, у которых также были свои интересы. В объединенной Германии Великобритания видела главного соперника. Для России, которая плела свою историю в агрессивных войнах во всех направлениях, Второй рейх был угрозой на Западе. Сближение Англии, России и Франции завершилось созданием в 1907 г. Антанты - военного союза. Еще раньше, в 1882-м, Германия, Австро-Венгрия и Италия подписали Тройственный союз. Переход Италии на сторону Антанты (1915 г.) в Берлине восприняли спокойно. Генералы заверили кайзера Вильгельма II, что ничего страшного не произошло.

Немецкая карикатура, 1915 г.

Если Италия будет на стороне Германии, то понадобится 15 дивизий, чтобы ее защитить, и столько же, чтобы разбить. К блоку Центральных держав присоединились Турция (2 ноября 1914) и Болгария (6 сентября 1915). Тройственный союз стал Четверным. Всего в войне участвовало 38 государств!

Долгое время историки гадали, кто ее инициировал. Или, может, никто ничего не планировал? Однако в 1959-м историк из ФРГ Фриц Фишер в исследовании Griff nach der Weltmacht ("Рывок к мировому господству") документально доказал, что вина за войну лежит прежде всего на правительстве Германии. Он сослался на документ "военного совета" 1912 г., где было принято решение начать войну в 1914 г. Там начальник Генштаба германской армии Гельмут фон Мольтке заявил: "Я считаю войну неизбежной, и чем быстрее, тем лучше". Параллельно велась подготовка и общественного мнения к войне. Генерал Алексей Брусилов в книге "Мои воспоминания" описывает эпизод в баварском городе Бад-Киссингене, где он отдыхал летом 1914-го, когда в центре города в честь праздника построили огромный, на всю площадь, деревянный макет московского Кремля, который в разгар празднования подожгли со всех сторон. Вокруг горящего здания под музыку "Боже, царя храни" бесновалась толпа, аплодировала, кричала... И напоследок над тлеющими обломками загремел немецкий национальный гимн. "Так вот в чем дело! Вот чего им хочется!", - оценили суть увиденного генерал и его супруга. Морально-политическую подготовку к войне тогда демонстрировали подобными шабашами во многих странах, в том числе и в России. Не только Германия стремилась к войне как одному из средств разрешения противоречий.

Российская карикатура

Первая мировая с ее массовыми армиями, многочисленными фронтами с глубоким эшелонированием оборонительных укреплений стала таковой благодаря промышленно-технологическому сдвигу во второй половине XIX - начале ХХ в. Германия, завершив промышленный переворот и заняв ведущее место в Европе, превратилась в мощную военно-промышленную державу, бросила вызов Великобритании, имевшей многочисленные колониальные владения, а также США. Уже к началу ХХ в. производство Германии превосходило английское. Однако Англия, которая была очень близка к статусу мировой державы в конце XIX - начале ХХ в., утратила такую ​​возможность. А выход США в 1894 г. на первое место в промышленном развитии на первых порах не имел заметного влияния на происходящее и расстановку сил в Европе в условиях, когда исчерпался ресурс колониальных захватов, и возникла проблема передела уже захваченных владений.

Вместе с тем, что особенно важно, во второй половине XIX в. были заложены основы массового машинного производства оружия - пушек и скорострельных винтовок, что создало предпосылки для развертывания хорошо вооруженных массовых армий.

Стратегический план Германии, вопреки предостережениям Отто фон Бисмарка относительно ведения войны на два фронта, предусматривал сначала разгром Франции, а затем, с помощью переброшенных на восток войск, - и России. Предостережение "железного канцлера" нивелировала уже довольно разветвленная к 1914 г. сеть железных дорог, дававшая войскам возможность, в зависимости от ситуации на фронте, быстро маневрировать. Германии приходилось иногда вести войну и на трех фронтах, спасая союзников от разгрома.

Стратегический план Франции учитывал преимущество Германии. Но стремление вернуть Эльзас и Лотарингию толкало ее к активным действиям из чисто патриотических соображений.

Поводом для войны стали события, связанные с убийством 28 июня 1914 г. в Сараево сербскими националистами наследника австрийского престола Франца Фердинанда. Берлин, уже готовый к войне, ухватился за желанный повод и толкал Вену к требованиям, неприемлемым для Сербии. Выдвинутый Австро-Венгрией ультиматум содержал статьи частичного отказа Белграда от суверенитета. "Это война в Европе", - воскликнул министр иностранных дел России С.Сазонов. За православную Сербию, оплот российских интересов на Балканах вступилась Россия.

Немецкие солдаты в окопах

Все попытки остановить раскручивавшийся все быстрее маховик войны оказались напрасными. А причин было предостаточно. Германия стремилась к территориальному переделу мира и мировому господству. Англию устраивал статус-кво, и она хотела его защитить. Россия и Германия, интересы которых столкнулись в Сербии, стали для истории зачинщиками мировой войны.

Выход за порог мира происходил быстро. 1 августа 1914 г. Германия объявила войну России, 2-го - немецкие войска вошли в Люксембург, 3-го - Берлин начал войну против Франции. И, наконец, 4 августа в войну вступила Великобритания. Ее длительное молчание смущало союзников и обнадеживало противников, что Лондон останется в стороне. Думается, Великобритания не была бы великой, если бы не обладала искусством великой дипломатии. 6 августа Австро-Венгрия объявила войну России.

Стратеги пророчили быстротечность боевых действий - шесть-восемь месяцев. Однако из-за примерного равенства сил сторон, максимальной мобилизации обществ и экономик, коалиционного характера войны она затянулась более чем на четыре года. Чаши весов успеха склонялись то в одну, то в другую сторону.

Французские солдаты на передовой

О масштабах войны свидетельствует тот факт, что в армии воюющих стран были мобилизованы 74 млн чел. В боевых действиях участвовали 29 млн. Самые ощутимые потери понесла Франция, вынесшая основную тяжесть войны на Западном фронте. Из 8 млн мобилизованных 1 млн 400 тыс. были убиты, 600 тыс. осталось инвалидами. Важнейшая в хозяйственном смысле северо-восточная область была разорена; разрушены 6 тыс. км железных дорог, 53 тыс. км шоссейных дорог. Страна потеряла четверть национального богатства, из кредитора до войны она превратилась в должника. Долг только США составлял 40 млрд золотых франков.

В такой масштабной и длительной войне первыми приходят к финишу участники, у которых меньше материальных и человеческих ресурсов. После 1916 г. немецкая армия сократилась на 1 млн чел. Заменить их уже было некем. С материальными ресурсами, продовольствием было еще хуже. Германия начала склоняться к миру. Особенно после того, как 7 апреля 1917 г. на стороне Антанты в войну вступили США, постоянно наращивая свои силы на Западном фронте.

Аналогичных проблем не избежали и страны Антанты. И если на Западе Четверной блок в 1918 г. имел серьезные проблемы, то на Востоке добился значительных успехов. Материальные ресурсы России, где к 1914 г. промышленный переворот только лишь проявился, быстро исчерпались. Государство оказалось на грани хозяйственного краха, процветало дезертирство, солдаты отказывались воевать и бежали с фронта. Снабжение Восточного фронта приняли на себя союзники, прежде всего Англия и США. Коллапс наступил уже в конце 1917 г. Крах царской России ускорился, не без помощи немецких марок, приходом к власти большевиков, обещавших покончить с войной и дать землю крестьянам. 3 марта 1918-го большевики приняли продиктованные Четверным союзом условия Брестского мира: были зафиксированы распад империи, поражение, выход из войны и согласие России с территориальными изменениями, указанными в договоре. Так наметился мирный процесс на Востоке, начатый новыми властными силами - большевиками. Будущая судьба России как государства и империи решалась на Западе.

Американский агитационный плакат, 1917 г.

Со вступлением в войну США безвозвратно нарушилось равновесие сил и на Западном фронте. В руководящих кругах Берлина заговорили о нецелесообразности продолжения войны. Осенью 1918 г. произошли серьезные изменения в руководстве Германии. Партия, развязавшая войну, отреклась от власти. Правительство, разбавленное правыми социал-демократами Густавом Бауэром и Филиппом Шейдеманом, возглавил принц Макс Баденский, который в ночь с 4 на 5 октября 1918 г. через Швейцарию обратился к американскому президенту Вудро Вильсону с просьбой заключить перемирие на основе 14 пунктов от 8 января и разъяснений от 27 сентября. 8 октября госсекретарь США Роберт Лансинг от имени Вильсона ответил на ноту Германии, требуя подтвердить, что немецкое правительство принимает все условия, изложенные в 14 пунктах и ​​в последующих заявлениях американского президента.

5 ноября 1918 г. Лансинг сообщил, что союзники согласны предоставить Германии перемирие на условиях, которые сообщит командующий союзных сил маршал Франции Фердинанд Фош. Немцев также предупредили, что 14 пунктов Вильсона полностью распространятся на Германию. Очевидно, что эти пункты стали сильным ходом американской дипломатии для признания и утверждения руководящей роли Вашингтона в мирном процессе, а значит, и узаконивания привилегированного статуса США в мировой политике в послевоенные годы.

Немецкую делегацию возглавил статс-секретарь правительства Макса Баденского Маттиас Эрцбергер. Как и было договорено, 8 ноября 1918 г. в половине шестого утра в штабной вагон Фоша в Компьенском лесу прибыла немецкая делегация. На слова Эрцбергера, что немцы прибыли получить "предложения" союзников, Фош иронично заметил: "А нам нравится воевать". На что Эрцбергер, отбросив дипломатичность, прямо сказал: "А мы уже не можем". Фош изложил заранее заготовленные условия. Они были жесткими: в течение двух недель немцы должны эвакуировать войска из Бельгии, Франции, Люксембурга, Эльзаса и Лотарингии; выдать союзникам тысячи стволов пулеметов, орудий, 50 истребителей, боевые корабли, все подводные лодки, передать транспортные средства, все золото, полученное от России и Румынии; вернуть военнопленных союзных армий; аннулировать Бухарестский и Брестский договоры.

Представители союзников при подписании перемирия Фердинанд Фош, второй справа, около своего вагона в Компьенском лесу

В то же время союзное командование согласилось на временное присутствие германских войск в Украине и Прибалтике, чтобы предотвратить установление там контроля большевиков. Перемирие должно было продолжаться 36 дней. До подписания мира продолжалась блокада Германии. Выбора у Берлина не было. Промедление обернулось бы еще худшим. В половине шестого утра 11 ноября 1918 г. немцы подписали перемирие, вступившее в силу в 11.00. В ознаменование события был дан 101 залп. Это были последние артиллерийские залпы Первой мировой войны. Во всех воевавших странах воцарилась горькая от потерь, но оптимистичная радость жизни.

Через два дня после Компьенского перемирия, 13 ноября 1918 г., большевистская Россия отменила Брестский трактат и сохранила таким образом свою государственность и имперскую сущность благодаря действиям США в качестве решающего довеска к победе Антанты. В немецких планах мирового господства такой статус ей не отводился.

Результаты войны были эпохальными для победителей и удручающими для всех. Союзники потеряли в войне более 5 млн чел. Страны Четверного союза - 3,5 млн. Были загублены миллионы жизней лучшего генофонда человечества. Количество раненых - 21 млн чел. Потери гражданского населения от голода и болезней - еще 10 млн. На фронтах войны солдатами и офицерами воевало немало будущих известных государственных деятелей и военачальников: Гарольд Макмиллан, Энтони Иден (Великобритания), Гарри Трумэн, Дуглас Макартур, Джордж Смит Паттон (США) Шарль де Голль (Франция)...

Война закончилась. Шотландские солдаты отправляются домой

Первая мировая - сгусток времени, который разразился не только обнаженными нервами обществ, вовлеченных в войну, но и мощным дальнейшим развитием промышленности, в том числе и военной, появлением новых видов вооружения для применения на земле, воде и в воздухе. Появились боевая авиация, танки, на вооружении субмарин - торпеды, беспроводная связь, новые отрасли в науке и производстве и даже летнее время, впервые введенное в условиях войны. Было создано и впервые применено химическое оружие. Последствия химической атаки шокировали мир.

Военные обстоятельства очень изменили и гендерные отношения. Так, если издавна обязанности немецких женщин очерчивались канонам трех "k" Küche, Kinder, Kirche (кухня, дети, церковь), то во время войны, заменив своих мужчин, женщины стали за станки, к мартеновским печам, повели локомотивы, спустились в шахты. После войны мужчины в Европе вынуждены были отблагодарить их избирательным правом, привлечением к государственной власти и управлению, равенством, что углубило и расширило демократию не только в Старом Свете.

Война отразилась и на литературе. Бестселлеры о Первой мировой, написанные ее солдатами, читают и сегодня. Среди них "Смерть героя" англичанина Ричарда Олдингтона, "Прощай, оружие" американца Эрнеста Хемингуэя, "На Западном фронте без перемен" немца Эриха Марии Ремарка, "Огонь" француза Анри Барбюса...

Германия и Россия, вышедшие из войны побежденными, ответили миру революциями и, в конце концов, прокладывали путь к тоталитаризму. Поражение России в войне привело к победе большевизма как следующей модели "русского мира", что было ничем иным, как новым "изданием" феодализма в обертке утопии. Германия, где мощное развитие науки, техники и культуры во второй половине XIX - начале ХХ в. выплеснулось одновременно негативом расистской идеи превосходства немецкой нации над другими, после войны трансформировалось в нацизм как разновидность фашизма, в угрозу миру, ничуть не меньшую, чем коммунизм. Коммунизм и нацизм равно не воспринимались демократическим миром. Однако демократические страны после Первой мировой войны, не воспринимая большевиков, ничего не могли поделать. Они не имели солдат, чтобы освободить Россию от большевизма. Кто выжил в великой войне, не желал воевать.

Солдаты российской армии

Первая мировая война положила начало широкому спектру изменений: на политической карте Европы появился целый ряд новых государств (Латвия, Литва, Эстония, Польша Чехословакия, Австрия, Венгрия, Королевство сербов, хорватов и словенцев, Финляндия, Украина, Грузия, Азербайджан). Война повлияла на дальнейшее развитие демократии, парламентаризма, всеобщего избирательного права, расширение территории их присутствия. Результаты достижений военных лет имели широкое внедрение и дальнейшее развитие в мирных отраслях, способствовали развитию технологии производства, его диверсификации, появлению новых направлений в науке и технике, конвейерной системе и автоматизации, что дало толчок началу научно-технической революции.

В то же время возник и вопрос: мог ли новый версальско-вашингтонский мировой порядок обеспечить мир в условиях раскола мира по линии демократия-тоталитаризм, произвольно проведенных мирными договорами новых границ, в результате чего появилась Европа-ирредента (миллионы граждан, компактно проживавших за пределами своих государств в соседних странах) в качестве мины замедленного действия? Насколько быстро тоталитарные государства (Советский Союз, нацистская Германия и фашистская Италия) перейдут к осуществлению своих планов мирового господства?

Великая война (так ее называли в 1920–1930-х гг.), не решив многих проблем, закладывала предпосылки для Второй мировой войны. Человечество должно спросить себя: сделаны ли на самом деле надлежащие выводы из истории ХХ века, вместившего в свой отрезок времени две кровавые мировые войны?