25 октября 1936 г. президиум Киевского облисполкома принял постановление "Об изготовлении елочных украшений и елочных игрушек".
Это было совершенно неожиданное для тех времен распоряжение, поскольку прошел всего год, как советская власть молчаливо разрешила вновь праздновать Новый год.
В давние времена праздник Рождества Христова отмечался на Востоке 6 января и назывался Богоявлением, а на Западе праздновался 25 декабря и назывался Рождеством. Но с IV века и на Востоке стали отмечать Рождество одновременно с Западом. Так решили потому, что именно 25 декабря исполняется девять месяцев со дня возвещения архангелом Гавриилом Благой Вести о зачатии Сына Божия, что празднуется на Благовещение 25 марта. То есть даты праздников были приведены в соответствие с обычным периодом вынашивания женщиной ребенка.
Накануне Рождества, 24 декабря, соблюдался особо строгий пост, получивший название "сочельник": в этот день употреблялось в пищу "сочиво" - сваренные с медом пшеничные или ячменные зерна. По традиции "сочельник" заканчивался с появлением на небе первой вечерней звезды, и к этому времени на праздничном столе уже были 12 обязательных постных блюд.
Празднование Рождества сопровождалось различными обрядам, и среди них - обычай наряжать рождественские елки, зародившийся в начале XVII в. в Германии. Там ель была символом райского древа с обильными плодами, а на Рождество она символизировала рай и вечную жизнь, которую обретает человек через пришедшего Иисуса Христа.
Когда российский император Петр I своим указом перенес Новый год с 1 сентября на 1 января 1700 г., то повелел весело праздновать его, и еще распорядился: "По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудным и каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить". Не сразу, но к середине XIX в. рождественская елка заняла свое место и в наших краях. Но именно рождественская, поскольку отдельно Новый год в Киеве в те времена еще широко не отмечали.
С Рождества начинались святки, то есть святые дни - двенадцать дней до Богоявления. Рождественский номер "Журнала для хозяек" от 15 декабря 1912 г. среди прочего писал: "Приближаются святки - самый продолжительный праздник у нас. Ведь целых две недели человек чувствует себя в том необычном, приподнятом настроении, которое его выбивает из колеи серых повседневных буден. Нарушается все обычное, регулярное, всякий распорядок труда и отдыха, но, главным образом, нарушается правильность нашего питания. Приготовляя праздничный обед, хозяйкам следует прежде всего иметь в виду не обилие блюд и не плотностьи, а изысканность и разнообразие, в чем именно и должна сказаться их праздничная исключительность. Любимые многими традиционный гусь и поросенок должны чередоваться с легкими, вегетарианскими кушаньями, для того, чтобы ослаблялось до некоторой степени их далеко не благотворное влияние на желудок".
Накануне Рождества тот же журнал рассказывал, как приготовить отварного, заливного, жареного или фаршированного поросенка, как пожарить или потушить гуся. Или нафаршировать его гречневой кашей, тушеной капустой, сырыми кислыми яблоками или разрезанными на куски каштанами. Как сварить суп из ершей с шампиньонами, а также как сделать разные другие вкусности. Например, каштаны со взбитыми сливками: "Сварить 1 фунт каштанов, очистить от кожицы, протереть сквозь сито, перемешать со стаканом сахара и вновь протереть сквозь сито на блюдо рыхлой горкой. Взбить бутылку сливок, положив в них полпалочки ванили, стертой с двумя ложками сахара, и облить каштаны на блюде взбитыми сливками".
Перед праздником можно было воспользоваться советами модного отдела журнала - в чем пойти на маскарад, который "в скучную, однообразную повседневную жизнь вносит фантастическое, вносит детскую сказку с ее волшебными превращениями и делает из жены или дочери какого-нибудь солидного статского советника - цыганку, цветочницу, бекешку, задорного молодого пажа или таинственную загадочную ночь". Косметический отдел поучал: "…если Вы не будете достаточно интересны внешне, то публика или общество не станет отгадывать в Вас всех Ваших достоинств и Вас предпочтет Вашим более интересным подругам". Журнальная рубрика "Игрушечная маркиза" подсказывала: "…умейте веселиться, умейте получать удовольствия, ведь жизнь и так дает их очень немного; для того, чтобы получить возможно больше удовольствия, надо гнаться не за общепризнанными наслаждениями, а за своими личными".
Времена меняются, и совсем иное могли почерпнуть читательницы декабрьского номера "Женского журнала", вышедшего в 1929 г. Из кулинарных рецептов - "мясной суп с лапшой: берут 1 стакан бульона, кладут в него 10 г лапши и кипятят до готовности"; и еще - "брюква тушеная: взять небольшую брукву (100 г), вымыть ее, очистить, нарезать небольшими кубиками. Залить бульоном или водой, чтобы покрыло, закрыть крышкой и тушить до готовности. Размешать 1 чайную ложку масла и ½ чайной ложки муки с ½ чайной ложки сахара, положить в брюкву и варить еще 10 минут".
И Рождество, и связанная с ним елка к этому времени в СССР уже были запрещены, и журнал сообщал, что "под рождественское пение капиталистические правительства готовят поход против СССР. Против строящегося социализма мобилизуются все силы: пушки, аэропланы, танки и религия. Для социалистической перестройки общества нужен натиск, трудовой порыв, стремление к будущему. Попы и сектантские проповедники искусно играют на привязанности к прошлому. Особенно одурманивается религиозной сивухой женщина - домашняя хозяйка".
Под такое идеологическое сопровождение и наступал очередной Новый год, ставший в советской стране "поповским и контрреволюционным праздником". И трудно даже представить себе то изумление, с которым была встречена небольшая заметка в газете "Правда" за 28 декабря 1935 г. Главный печатный орган страны опубликовал обращение секретаря ЦК КП(б) Украины и первого секретаря Киевского обкома Павла Постышева под названием "Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!"
Вот наиболее интересные выдержки из этой статьи: "В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны?.. Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионерработники должны под Новый год устроить коллективные елки для детей". Таким образом, в одночасье были реабилитированы и елки, и игрушки, да и Новый год.