Одна из главных проблем современного исторического дискурса в Украине - критически низкая доля по-настоящему интересных текстов, органически объединяющих научный и проблемный подход с научно-популярным. Большинство отечественных ученых-гуманитариев считают нормальным публиковать в СМИ трудные для восприятия простого читателя тексты. Да, существуют исключения, но они только делают более выразительной эту тенденцию. Таким исключением является, безусловно, творчество доктора исторических наук, профессора Юрия Шаповала, известного украинского историка и политолога, автора многих десятков книг и монографий, а также сотен интереснейших публикаций в отечественных и зарубежных СМИ (в том числе в ZN.UA).
Осмысление сложнейших вопросов истории XX века, многих взаимоисключающих интерпретаций прошлого, попытка отойти от "стереотипных представлений" - вот чем интересна новая книга Юрия Шаповала "Торкнутись історії", опубликованная в конце лета этого года (Парламентское издательство, Украинский институт изучения Холокоста "Ткума" ("Возрождение"), издательство "Ліра"). Читатель под одной обложкой - кстати, на ней представлена замечательная репродукция "Картины с красным пятном" Василия Кандинского - прочитает о многолетней работе автора в совместной Польско-украинской рабочей группе (в которой за 16 лет было обработано множество действительно уникальных документов и издано восемь огромных томов, посвященных сложной и неоднозначной общей истории наших народов). И о судьбах известных украинских и русских политиков, художников, представителей полярных мировоззренческих "лагерей" (Александра Шульгина, Николая Скрипника, Александра Шумского, Бориса Ельцина, Леонида Брежнева, Александра Солженицына, Петра Григоренко, Василия Стуса...) - в первой части книги "Сюжети і характери". И о многочисленных интересных и поучительных командировках и
путешествиях в Россию, Германию, Францию, Польшу, Испанию - во второй части "Подорожі з історією"... Фотографии автора прекрасно дополняют эти заметки.
Совершенно неожиданная, хотя, впрочем, и не менее интересная - третья часть "Запитання і відповіді": квинтэссенция общения Юрия Шаповала с "акулами пера". В интервью и ответах в анкетах автор предстает тонким и остроумным аналитиком, никогда не пытающимся подстраиваться под назойливых и зачастую несведущих в теме журналистов и, на самом деле, "играющим свою игру".
Четвертый, последний, раздел - "Про книжки і тексти" словно говорит сам за себя. Но автор находит неожиданный ход, так обосновывая появление рецензий, написанных, кстати, живо и со вкусом: "Постійне читання написаного не тобою і написаного не лише фахівцями з твоєї галузі, на моє глибоке переконання, є таким самим імперативом, як і постійне творення власних текстів".
Некоторые тексты в книге "Торкнутися історії" затрагивают щекотливые и провокационные темы. Возможно, неоднозначную реакцию вызовет очерк "Євреї в керівних органах ГПУ/НКВД України в 1920-1930-ті роки". Однако Юрий Шаповал как раз известен в широких научных кругах скрупулезной, кропотливой работой с архивными документами, и его выводы всегда основываются на широкой базе источников.
Среди тем, раскалывающих и сегодня украинское общество, и о которых пишет Юрий Шаповал, - Украинская революция 1917-1921 гг., феномен Украинской повстанческой армии, Голодомор 1932-1933 гг., языковой вопрос в Украине, постижение тоталитарного прошлого, "война учебников" или, скорее, война за учебники. В одном из интервью автор сказал: "…підручники показали, зокрема, що не в змозі консолідувати громадян навколо інтерпретацій минулого, і це стало головним болем чотирьох президентів і, відповідно, еліт, які приходять до влади".
Ю.Шаповал и в этой книге пытается избегать пропагандистских клише, упрощений. Многие его выводы найдут оппонентов по разные стороны "баррикад", но возникает ощущение, что это сознательная позиция ученого-эрудита. "Юрій Шаповал не вважає нормальним співіснування в Україні "двох взаємовиключних історіографічних канонів", імперсько-совєтського та українського етноцентричного", - очень справедливо отмечает в предисловии к изданию известный украинский политолог Николай Рябчук.
"Я щасливий тим, що під час процесу писання жодний вільний від будь-яких обтяжень інтелектуал і жоден обтяжений владою дурень не давав мені порад. Напевно, це і є досягнення: дозволити собі просто писати про те, що цікавить, що дратує, захоплює, бентежить і навіть жахає у минулому, а також про те, як минуле все ще відлунює, дається взнаки у сьогоденні", - пишет в коротком предисловии Юрий Шаповал. С этим трудно не согласиться, а потому пожелаем автору: "Так держать!".