UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украинские и аргентинские тропинки Юрия Полянского

Имя выдающегося украинского географа, геолога и археолога Юрия Полянского практически неизвестно отечественной общественности. К этому человеку с уважением относились в Латинской Америке, в частности в Аргентине. Но в советской Украине о нем говорили лишь в научных кругах, к тому же шепотом.

Автор: Роман Якель

Имя выдающегося украинского географа, геолога и археолога Юрия Полянского практически неизвестно отечественной общественности.

К этому человеку с уважением относились в Латинской Америке, в частности в Аргентине. Но в советской Украине о нем говорили лишь в научных кругах, к тому же шепотом. Не стало это имя широко известным и в независимом государстве.

Ю.Полянский родился 6 марта 1892 г. в селе Жовтанцы Каменка-Бугского района на Львовщине в семье священника. Окончил гимназию в старинном украинском городе Ярославе (ныне - Польша), изучал философию в Венском университете, затем продолжил обучение во Львовском, который окончил по специальности "география, геология и палеонтология".

Во время Первой мировой Ю.Полянский служил поручиком артиллерийского полка австро-венгерской армии. Однако с августа 1918-го, когда империя Габсбургов доживала последние месяцы, он с единомышленниками создал подпольный Военный комитет и подготовил во Львове восстание 1918 г. ("Листопадовий чин"). Это позволило провозгласить Западноукраинскую Народную Республику (ЗУНР). Ю.Полянский участвовал в войне с поляками за Восточную Галичину, был командиром батареи 4-го артполка Украинской Галицкой армии, которая пыталась отвоевать Львов. После поражения национально-освободительной борьбы 1918–1920 гг. возвращается в оккупированный поляками Львов и оказывается под пристальным надзором военной жандармерии. Его даже арестовали, но отпустили за недостатком доказательств участия в боевых действиях против польской армии. Когда в августе 1920 г. была создана Украинская военная организация (УВО), Ю.Полянский вошел в ее руководство.

Активное участие в политической жизни в межвоенный период Ю.Полянский не принимал: он занялся преподаванием и научными исследованиями. Однако доступ к преподавательской работе на географическом факультете Львовского университета он не получил: абсолютное большинство должностей там занимали поляки; это была своеобразная сегрегация. Молодой ученый устроился учителем географии и истории в Академической гимназии и одновременно работал в Научном обществе им. Т.Шевченко (НТШ).

Один из выпускников гимназии Зиновий Митла в "Юбилейной книге..." вспоминал: "... историю и географию Украины мы были вынуждены изучать больше дома. Наши учителя истории и географии (Ю.Полянский, О.Терлецкий, Я.Яцкевич, С.Шпитковский и др.) много времени посвящали родной истории и географии во время изложения всемирной истории и истории Польши".

Обогащенный опытом вооруженной борьбы за украинскую государственность и имея педагогический дар, Ю.Полянский воспитывал молодежь в патриотическом духе, преподавая также географию в Украинском тайном университете (1921–1925). В 1930-х читал еще и курс основ антропологии во Львовской греко-католической богословской академии.

Ученый исследовал наиболее молодые геологические образования земной поверхности - четвертичные отложения, в частности лессы. Он установил их возраст, условия образования, а также изучал террасы Днестра и влияние на них новейших движений земной коры.

Юрий Полянский

Начиная с 1923 г., Ю.Полянский (на средства музея, спонсоров и собственные сбережения) ежегодно отправлялся в Поднестровье, на территорию современной Тернопольщины, где проводил раскопки. Место остановки искать не приходилось: из села Новоселки Залещицкого района была родом его жена. Занимаясь геологией, он невольно стал и археологом: в четвертичных отложениях удавалось находить останки людей, остатки их жилья, орудий труда. Изучая стоянки людей времен позднего палеолита, Ю.Полянский пришел к выводу, что наши предки строили жилье на склонах речных долин, обращенных к солнцу, и близко к богатым рыбой местам. На участке Днестра между Каменцом и Могилевом-Подольским в местах палеолитических стоянок ученый нашел большое количество орудий труда. Он выделил эти памятники в отдельную Восточно-Подольскую группу палеолита Подольско-Бессарабской провинции.

Ю.Полянський доказал, что залежи кремня, из которого первобытные люди делали разные орудия, переправляли через карпатские перевалы даже в Европу. За весомые научные достижения его в 1927 г. избрали действительным членом НТШ. Ученый поставил на научную основу деятельность природоведческого музея этого авторитетного учреждения, давал коллегам ценные рекомендации по сбору и описанию материалов из всех участков природоведения, упорядочивал и систематизировал коллекции, создавал и представлял многие музейные экспозиции и выставки.

Ю.Полянский опубликовал ряд работ по геологии и археологии Галицкого Подолья, составил карту Южного Полесья и дал общий геологический обзор Украины в фундаментальной книге "География Украины и сопредельных земель", которая вышла под редакцией Владимира Кубийовича в "Украинском издательстве" в 1943 г. Самая значительная работа Ю.Полянского - "Подольские этюды" - написана на основе богатых полевых исследований. Она содержит ценный научный материал по геологии, географии и антропологии, который не утратил своего значения и сегодня. "Результаты исследований Юрия Полянского использовали такие известные ученые-археологи, как Александр Черныш, Александр Сытник, Илья Гоштейн, Ярослав Пастернак. Они высоко ценили научные работы своего предшественника", - отметил профессор Тернопольского национального педагогического университета им. В.Гнатюка Иосиф Свинко.

После событий "золотого сентября" 1939-го советская власть пыталась доказать, что самые авторитетные ученые-галичане ей нужны. Ю.Полянского назначили на должность заместителя начальника областного отдела народного образования, а позднее - заведующим кафедрой физической географии Львовского университета. В гнетущей атмосфере большевистских репрессий и натянутых отношений с польской профессурой он работал вплоть до прихода немецких оккупантов.

Когда 30 июня 1941 г. во Львове провозгласили Акт восстановления украинской государственности, и было образовано Украинское государственное правление (правительство) во главе с Ярославом Стецько, Юрия Полянского назначили бургомистром Львова. Кроме выполнения непосредственных обязанностей - обеспечения города продовольствием, электроэнергией, водоснабжением, налаживания бесперебойного движения транспорта, он пытался сохранить университет. Однако немецкая администрация не позволяла украинцам иметь высшую школу. Новая власть рассматривала их лишь как рабочую силу. И потому в конце августа 1941-го руководить Львовским университетом стал референт науки в Генеральной губернии, а спустя некоторое время учреждение закрыли. Гестапо арестовало бургомистра. Но доказательств его политической деятельности не нашли и после продолжительных допросов отпустили, а вскоре привлекли к управлению образованием города. Будучи членом Украинского центрального комитета, вместе с коллегой-географом Иваном Плотником он провел большую работу по созданию в Галичине сети начальных школ и ремесленных училищ.

Весной 1943 г., с приближением ко Львову советско-немецкого фронта, Ю.Полянский выезжает в Краков, а затем в Вену. По просьбе своего приятеля профессора В.Кубийовича возглавляет представительство Украинского центрального комитета. Следующая вынужденная остановка - Мюнхен. Два года ученый преподает географию в Украинском свободном университете, а также участвует в восстановлении НТШ. Однако он не пожелал стать жертвой обмена гражданами, о чем договаривались власти СССР и ФРГ, и затеряться среди снегов Сибири. В 1947-м, после непродолжительного пребывания в Швейцарии, Ю.Полянский отправляется в Буэнос-Айрес (Аргентина), где работал его брат. И остается там уже навсегда…

Ю.Полянский был доктором наук (с 1928 г.), но в этом государстве, как и в других, дипломы украинцев с учеными степенями не признавали (традиция не изменилась и по сей день!). Почти четыре года эмигрант трудился на различных тяжелых работах на приисках... Затем на некоторое время устроился на работу в государственную геологическую службу. Именно тогда в Аргентине начали составлять геологические карты. К этому делу приобщился Ю.Полянский. Он изучал Анды, работая на высоте 3–4 тыс. м, и на основе собственных исследований составил карты Анд. Ученый обосновал теорию обледенения гор от времен палеозоя до антропогенного периода и процессов эрозии в них. Ему удалось доказать, что из всех районов земного шара именно в Андах наивысшая амплитуда колебаний снеговой линии - она достигает 700 метров.

Ю.Полянского, уже как известного знатока геологии Аргентины, в 1956 г. пригласили преподавать на естественном отделе в государственном университете Буэнос-Айреса, где он получил звание профессора. Ученый из Украины написал первый в Аргентине учебник по геологии и за свою преподавательскую деятельность подготовил многих геологов для этой страны. Потому неудивительно, что университетское руководство достойно оценило заслуги Ю.Полянского, позволив ему работать в этом учреждении даже после выхода на пенсию - до последних дней жизни.

В аргентинский период Юрий Полянский написал десятки научных работ, преимущественно на испанском и английском языках, стал членом различных научных обществ, получил звание академика Академии наук Аргентины. А в 1964 г. украинского ученого удостоили Национальной премии. Умер Юрий Полянский в 1975 г. от сердечного приступа в Буэнос-Айресе.

На надгробии на метном кладбище написано: "Профессор Юрий Полянский - учитель, ученый, патриот и гуманист, который боролся за родную Украину, обогатил геологию Аргентины своими трудами..."

Непризнание на родине - типичная судьба украинского ученого и самой Украины, разделенной между разными государствами.Большинство научных работ Ю.Полянского до сих пор для Украины недоступны. Группа энтузиастов, среди которых упомянутый профессор И.Свинко, не смогла получить их через украинские организации и Посольство Украины в Аргентине. Известному ученому нет памятника и музея в Украине, его именем не названы ни город, ни улица. Едва удалось установить мемориальную доску на доме во Львове, где жил Юрий Полянский. Единственный значительный вклад в чествование его памяти - книга "Юрий Полянский - профессор", которую в 2011 г. издали профессора Иосиф Свинко и Олег Шаблий. Она - как послание современникам и будущим поколениям: мы должны знать о неординарном человеке, обогатившем науку двух государств - Украины и Аргентины, а следовательно - и мировую.