UA / RU
Поддержать ZN.ua

Тоталитаризм без прикрас

В Национальном музее истории Украины проходит выставка о реальных мирах Оруэлла: "От СССР до РФ".

Автор: Ярослава Музыченко

Путь к тоталитаризму вымощен утопией. Ведь чтобы воплотить нежизнеспособную идею, нужно применить силу и контроль.

"Добро пожаловать в рабство" - хочется написать над многочисленными пазликами утопически-райской картины "Страны Советов": бюстами Ленина и Сталина, вымпелами, наградами свиноводам и дояркам, сервизами с коммунистической символикой, зомбоящиками и красными флагами с серпом и молотом, представленными на выставке "Утопия тоталитаризма. Реальные миры Оруэлла: от СССР до РФ", которая ныне экспонируется в Национальном музее истории Украины. Выставка на уровне лучших европейских - символичная, образная, с современным многомерным дизайном.

Национальный музей истории Украины

Матрац и зомбоящик

"Выставочный проект визиализирует для посетителя два мира", - говорится в буклете выставки. Первый - мир Уинстона Смита, главного героя романа Джорджа Оруэлла "1984". Второй мир - реалии советской и нынешней российской систем, которые усматривают свою миссию в максимальном расширении зоны влияния и утверждении преступного устройства через соответствующую массовую пропаганду… Захожу в выставочный зал. Тесная прихожая. Под надписью на зеркале "Твой ум свободен?" - двери с обеих сторон. С одной стороны – слышатся голоса героев экранизированного романа Оруэлла, со второй звучат бравурные советские марши вперемешку с басней о "распятом мальчике" и прочими перлами современной российской пропаганды. Иду сначала к Оруэллу. Меня встречают обезличенные черно-серые фигуры на стенах, скрытая камера телеэкрана, который позволяет подсмотреть, что же делается в тоталитарном мире. Бросаются в глаза иллюстрации к роману "1984" молодого художника Андрея Шостака, передающие боль и отчаяние безысходности. Рядом цитаты из Оруэлла: "Война - это мир", "Правда - это ложь", "Свобода - это рабство". В уголке - комнатушка главного героя романа Уинстона Смита. "Министерство благосостояния" обеспечило ему минимальное: крышу над главой, железную скрипучую кровать со старым ватным матрацем, немного еды. На столе скромная тетрадь - дневник Уинстона. Рядом - бутылка с этикеткой "Победа" и одноименная пачка папирос. В таких условиях у человека нет сил думать о чем-то большем, он благодарен за "дары" партии. А кусочек шоколада расценивает как немыслимое благо.

Национальный музей истории Украины

По словам куратора выставки, старшего научного сотрудника отдела истории ХХ века НМИУ Андрея Гуменюка, когда он увидел графические иллюстрации Андрея Шостака к роману Оруэлла "1984", то задумался, как можно объединить мир романа Оруэлла, советский тоталитаризм и современную российскую пропаганду. Авторы выставки - генеральный директор НМИУ Татьяна Сосновская, куратор Андрей Гуменюк, дизайнер Тамара Шевчук - стремились достичь эффекта, чтобы посетители почувствовали: что было бы, если бы тоталитаризму СССР или нацистской Германии удалось удержаться на сегодняшний день.

Национальный музей истории Украины

Слава КПСС - за обед в "Общепите"

На противоположной, от Оруэлловской, стороне выставочного зала размещены средства пропаганды. Сверху - бюсты вождя, "героев" Страны Советов, опутанные одной красной нитью, которая ведет к иконам… Сталина и Путина. На нижнем ярусе - радиоприемники, транзисторы, патефоны, допотопные телевизоры, магнитофоны, факсы и принтеры, современные гаджеты. Любопытно, что эти устройства годятся как для распространения пропаганды, так и для сопротивления ей - скажем, слушать "Голос Америки" или тиражировать самиздат. Здесь также вымпелы, флаги, значки, наградные вазы и кубки, чайные сервизы, книги. Вот вымпел "Лучшему кролиководу". Кубок "Лучшему молодому оператору по выращиванию свиней". "Этими вымпелами, флагами, тарелками и чашками постоянно зомбировали население. Даже доедая свой скромный обод, женщины и мужчины видели на тарелке надпись "Общепит" или "Слава КПСС", - объясняет Андрей Гуменюк. - Жалею, что газету "Правда" здесь не положил. Ведь Ленин создал ее будто согласно рекомендации оруэлловского "министерства правды".

Национальный музей истории Украины

Посредине, между мирами антиутопии Оруэлла и реализованного тоталитаризма, - черный гроб. На нем на больших прозрачных плоскостях, друг за другом портреты: Ленин, Сталин, Путин и "Большой Брат". Если смотреть анфас, они все вместе образуют лик демона. Гроб символизирует "конечную цель", к которой приводит тоталитаризм - уничтожение всего вокруг и, наконец, самоуничтожение. Стоя на этой грани, чувствуешь: пропаганда - это красивая обертка горькой пилюли, которой людей заманивали в бездну.

Сталинский тоталитаризм был самым кровавым. Казалось, когда этот садист сдох, контроль над человеком ослаб. Впрочем, сознание уже было настолько изменено предыдущими ужасами, что властям оставалось только поддерживать его в "надлежащем состоянии". Последствия жесткой и "мягкой" фаз тоталитаризма мы видим и сегодня. Это слепая вера в СССР, ностальгия по "советской картинке мира" и тотальная нехватка собственного мнения. Из-за этого население массово поддается фейкам, обещаниям волшебного "светлого будущего".

Национальный музей истории Украины

"Очень много молодых людей, которые не жили в СССР, ностальгируют по нему, - подчеркивает куратор выставки Андрей Гуменюк. - Идеология, которая в течение 30 лет почти не подпитывалась специальными усилиями сверху, все еще оказывает влияние. Впрочем, меня уже не удивляет, почему люди, зная о массовых убийствах и живя в постоянном страхе, свято верили в "светлое будущее". Либо почему человек, стоя в очереди к полупустым прилавкам, был убежден в могуществе Советского Союза. Или как можно было унижено следить, чтобы "достать" новые штаны или кусок мяса, которые "выбросят" на лотки, и вместе с тем гордиться тем, что СССР запускает ракеты в космос и бряцает оружием перед Европой и Америкой. Артефакты пропаганды у нас на выставке дают ответ на эти вопросы".

Трезвость декоммунизации

Одна из причин того, что до сих пор сознание людей находится в "скрепах" советских мифов, - их крепко держат в плену пропагандистские праздничные картинки, создавая красивую веселую обертку для страшного, античеловеческого. Такую пропаганду до сих пор не рассматривали с точки зрения влияния на психику человека, на его сознание и поведение. "Людям нужно объяснять суть этих явлений: что на самом деле тогда происходило и к чему в конце концов привело, и еще дальше могло привести, - убежден Андрей Гуменюк. - Идея выставки - развенчать эти мифы. Если сравнить красивое описание коммунистического рая и реальность, сразу становится понятно, что людей просто обманывали".

Национальный музей истории Украины

Становится понятным, что декоммунизация - это не только переименование улиц и изъятие с площадей памятников "вождям", но и просветление сознания, восстановление свободы мысли. Лишившись многочисленных зрительных и слуховых напоминаний, люди постепенно протрезвеют, вернется достоинство. Об этом свидетельствует и то, что едва лишь мы начали декоммунизацию, правопреемница СССР активизировала попытки вернуть нас в замкнутый круг тоталитаризма.

"В 2013 г. Россия увидела, что начинает проигрывать свою информационную войну в Украине, что мы стали реально выходить из-под ее контроля. И оккупировала часть Украины, - объясняет Андрей Гуменюк, защищавший свободу и целостность Украины в войне на Востоке. - Причем РФ ведет внешнюю войну не только с Украиной, но и с Европой. Тоталитарное государство не может существовать, когда вокруг него демократические страны. По Оруэллу, весь земной шар стал тоталитарным, и трем мегадержавам просто нужно было держать баланс, играя на мобилизационной нотке "внешнего врага". Так же и в СССР нагнетали страх и активность относительно "внутренних врагов". Людей убеждали, что страна нашпигована агентами вражеских спецслужб. И люди после многочисленных зомбирующих повторений и соответствующих картинок, размещенных в людных местах, начинали верить, что среди их знакомых, родственников и друзей есть лица, завербованные иностранной разведкой".

Национальный музей истории Украины

Андрей Гуменюк объясняет: если в Украине конфликт заморозится, россияне найдут другого врага. Иначе их страна распадется. "Когда РФ преодолеет всех внешних врагов, то либо на Марс полетит, либо самоуничтожится, - убежден историк. - Весь мир должен объединяться, чтобы освободиться от России". И такие выставки, как "Утопия тоталитаризма", - это одна из возможностей показать украинцам и миру, какова на самом деле цель России и под какими масками она ее продвигает.