К середине XIX века в Старом Городе оставались три доживающих свой век деревянные церкви: во имя Святой Троицы, Иоанна Златоуста и Сретения Господня.
Последняя, располагавшаяся на пересечении улиц Сретенской и Большой Житомирской, имела особый шарм: ее каждую субботу посещала вся прекрасная половина киевской знати. Влекла женщин в этот киевский храм икона Божьей Матери - Заступницы "Всех Скорбящих Радость". В народе церковь даже прозвали "Скорбящей Божьей Матери" или, по-простому, "Скорбящей церковью".
В середине 1840-х годов эта икона стала первопричиной серьезного переполоха. Обычно Божья Матерь, утешающую и дарующую радость скорбящим, изображалась в окружении множества людей. На образе же Сретенской церкви Богородица благословляет только одну пару. В известном киевском путеводителе 1917 года авторства Константина Шероцкого указывалось, что это святые мученики Кирик и Улита - божественные патроны купеческой семьи, заказавшей икону и подарившей ее храму.
Именно изображение семейной пары, находящейся под покровительством девы Марии, породило среди девиц на выданье слух о том, что икона помогает в поисках жениха. Потому барышни с удовольствием следовали в церковь за своими мамашами, правда, с далеко не божественными мыслями.
О фантазиях девиц быстро прознали в университетской среде. Естественно, студенты также потянулись в храм. Но в их планы вмешались бдительные мамочки. Они быстро разглядели опасность и обратились за содействием ко всесильному главе Юго-Западного края Дмитрию Гавриловичу Бибикову.
Первоначально губернатор не придал жалобе большого значения.
Чтобы понять реакцию Дмитрия Гавриловича, необходимо вспомнить события, произошедшие незадолго до этого в Киевском университете. В 1837 году была раскрыта тайная студенческая организация, связанная с "Союзом польского народа". Император Николай I, на всю жизнь напуганный декабрем 1825-го и Польским восстанием 1830–1831 годов, отреагировал мгновенно. Мягкого, можно даже сказать, либерального (насколько вообще царский сановник мог быть либеральным в николаевской России) Александра Дмитриевича Гурьева сменил прямолинейный и жесткий Бибиков. Университет был на год закрыт. Когда же учебный процесс возобновился, из 267 студентов, обучавшихся ранее, в аудитории вуза вошли всего 58 человек. В напутственной речи Бибиков произнес: "Вы, господа, пляшите, картежничайте, ухаживайте, но политикой не занимайтесь!"
Казалось бы, в этой истории можно было поставить точку. Но, как известно, Фортуна, а тем более студенческая, - дама весьма ветреная, и последующие события как нельзя лучше это доказали.
Известно, что Дмитрий Гаврилович имел слабость к женскому полу, или, как тогда говорили, был большим ценителем изящного. Одним из объектов его внимания стала некая купеческая девица Мария Б., славившаяся своей красотой и институтским образованием. Ради нее губернатор даже начал посещать по субботам службу в Сретенской церкви. Мария, имевшая множество знакомых студентов и находившая обычно среди них кавалеров на танцевальных вечерах, возгордилась ухаживанием такой знатной особы: проезжая по улицам, она не отвечала на приветствия влюбленной в нее молодежи, а на вечерах и вовсе отказывалась танцевать со студентами, предпочитая близких к Бибикову военных и сотрудников его канцелярии.
Тогда отвергнутые молодые люди составили заговор с целью наказать зазнайку. Поодиночке они подали священнику Сретенской церкви записочки с именем и деньги, прося отслужить молебен за спасение души Марии. Батюшку, конечно, удивила неожиданная набожность студентов, но выборочно прочитав несколько поданных шпаргалок и увидев, что по форме они заполнены правильно, он успокоился. При этом святой отец не обратил внимание на то, что в записочках было указано одно и то же имя.
В субботу в церковь, как всегда, явилась вся знать, приехала Б., примчался в окружении адъютантов Бибиков. Священнику подают целый ворох записок, начинается бесконечное чтение, и все - за спасение Марии. После прочтения штук двадцати взгляды обратились к Б., еще пара десятков - и девица упала в обморок. Бибиков, зеленый от злости, распек священника, назначил строгое расследование, но зачинщиков так и не обнаружил.
В результате инцидента на радость мамочкам появился губернаторский указ: "по субботам студентов в церковь не пускать!" Говорят, Бибиков при этом поклялся, что если зачинщики скандала когда-нибудь найдутся, то им не миновать "белой ленты через плечо" (то есть, будут отданы в солдаты). Последующая судьба Марии Б. нам неизвестна…
Полвека спустя известный украинский педагог, журналист и общественный деятель, будущий первый глава Центральной Рады (до возвращения из ссылки Михаила Грушевского) Владимир Павлович Науменко привел этот случай в качестве характерного примера нравов, царивших в Киеве во времена царствования Николая I.
Деревянная же "Скорбящая церковь", в которой разыгралась драма мести ветреной гордячке, очень скоро совершенно обветшала и была разобрана. На ее месте возвели кирпичный, сначала одноярусный, а затем и двухэтажный храм во имя Сретения Господня. В 1923 году здесь произошло чудо обновления куполов. Но это уже совсем другая история…